диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Эх, Семен Семеныч!

Точнее, - Сергей Леонидович Кравец.

"Когда Петр I упразднил патриаршество, наступило время синодального управления, и фактически главой церкви стал государь. И КП одобрил этот порядок в официальном послании Петру I."

https://globalaffairs.ru/number/Anamnez-raskola-19962

Зачем же так передергивать? Текст той переписки давно опубликован.

Грамота Петра с параллельным греческим переводом см:
Бенешевич В. Н. Сборник памятников по истории церковного права… Пг., 1915. Вып. 2. С. 206–212.
https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Beneshevich/sbornik-pamjatnikov-po-istorii-tserkovnogo-prava-preimushhestvenno-russkoj-tserkvi-do-epohi-petra-velikogo/

Текст грамот Константинопольского Патриарха Иеремии и Антиохийского Патриарха Афанасия см.: ПСЗ РИ. 1-е собрание. Т. 7. № 4310.
http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?part=32®im=3

Петр не послал в Стамбул Духовный Регламент. То есть не известил о порядке формирования синода и режиме его работы. Напротив, было сказано, что все полномочия патриарха переходят синоду. И в ответном послании нет ничего о каких-то властных полномочиях Петра над церковью. В том числе нет и одобрения тому, что он назначает митрополитов в Киев, не позволяя их там выбирать.

«Мерность наша по благодати и власти Всесвятого, Оживотворяющего и Священно начальствующего Духа утверждает, закрепляет и объявляет, что учрежденный благочестивейшим самодержцем, святым царем всей Московии, Малой и Белой России и всех северных, восточных, западных и многих иных стран Государем-властителем, Государем Петром Алексеевичем, Императором, во Святом Духе возлюбленным и превожделенным нам братом, Синод в Российском Святом Великом Государстве есть и называется нашим во Христе братом, Святым и Священным Синодом от всех благочестивых и православных христиан — священных и мирских, начальствующих и подначальных и от всякого сановного лица. Он имеет право совершать и установлять то же, что и четверо апостольских святейших патриарших престола. Советуем, побуждаем и предписываем ему хранить и держать неизменными обычаи и правила Священных Вселенских Святых Семи Соборов и прочее содержимое святою Церковью и пребудет непоколебимым во веки».

Печально видеть, как глава самого главного и прекрасного научного проекта РПЦ (Кравец - руководитель Православной Энциклопедии) превращается в полуграмотного пропагандиста.


***

в той же статье просто неприличное:

"новый литовский князь уже успел направить туда своего ставленника Герасима, которого там рукоположили в митрополиты Киевские и всея Руси. Герасим как политический назначенец Свидригайло, должен был, во-первых, поддерживать агрессию Литвы против Русского государства, а во-вторых, обеспечить переход православного населения Литвы под власть папы римского. Но вскоре запутался в сложных политических интригах, в результате чего через три года был обвинен в предательстве и сожжен".

Литва этого времени ничуть не менее Русское Государство, чем Московия. Дочь Витовта Софья была выдана замуж за великого князя московского Василия Дмитриевича. В своем завещании Василий (1423) отдавал жену и сыновей под защиту Витовта, после чего в 1427 Софья официально передала Московское княжество под руку Витовта, который примерно в это же время заключил договоры с князьями тверским (1427), рязанским (1430) и пронским (1430), согласно которым они становились его вассалами.

Свидрригайло НИКОГДА не воевал в Москвой. Напротив, вместе с ней и он воелвал против Витовта. Свидригайло рассчитывал при поддержке Москвы свергнуть Витовта и захватить литовский великокняжеский престол. Он доверительно рассказал Василию о своих тайных связях с некоторыми знатными русско-литовскими вельможами, хвалился с помощью московского войска захватить все Великое княжество Литовское и обещал уступить Москве чернигово-северские земли. Свидригайло смог убедить Василия Дмитриевича возобновить военные действия против великого князя литовского Витовта. В сентябре 1408 года московская рать под командованием великого князя вторглась в пограничные литовские владения. Свидригайло с отборной литовской дружиной участвовал в этом походе.
И вообще он вождь русской православной партии.С его приходом к власти русские и литовские православные сановники получили все важные государственные должности, чины и звания, оттеснив на второе место литовских магнатов-католиков. Краковский епископ Збигнев Олесницкий жаловался римскому престолу, что Свидригайло во всем слушается «русских схизматиков», раздавая им все важнейшие должности и замки.
Сам Свидригайло в письме гроссмейстеру Русдорфу пишет о московском князе Юрии Дмитриевиче "с давнего времени искренный и верный наш друг" (Коцебу А. Ф. Свидригайло, великий князь Литовский. СПб., 1835 с. 191).

При этом в самой Прав. Энциклопедии опровергается байка об униатстве митр. Герасима:
"есть основания считать, что Г. не был склонен к заключению унии. Ни в одном из писем Свидригайло католической стороне не говорится о согласии православного духовенства на данный шаг. Утверждения о готовности митрополита к унии исходили от послов литов. вел. князя - католиков, с ними не было ни грамоты, ни посла от Герасима".
http://www.pravenc.ru/text/164561.html

Плюс к этому до 1441 года ничего плохого в идее унии как таковой еще нет - ибо слово "уния" (соединение церквей) еще не было синонимом догматической капитуляции восточного богословия перед западным. "Очевидно, позицию митр. Герасима характеризует не стремление к унии с католиками, а паритетный богословский диспут, о котором еще ранее думал митрополит Киприан"архим. Макарий Веретенников. Митрополиты Древней Руси. М., 2016, с.604).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →