диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Мученик Иоанн Казанский

Лайт-версия:

... Ви­дя твер­дость свя­то­го и бес­по­лез­ность сво­их пы­ток, Алей-Шпур при­ка­зал от­сечь ему го­ло­ву. Свя­то­му Иоан­ну свя­за­ли рем­нем ру­ки и вы­ве­ли за го­род, где на­хо­ди­лось рус­ское клад­би­ще. Там му­чи­те­ли из­ра­ни­ли его те­ло ме­чом, но удар, ко­то­рым хо­те­ли от­ру­бить го­ло­ву, по Про­мыс­лу Бо­жию, был на­не­сен неудач­но: свя­то­му толь­ко по­ра­ни­ли шею, и он, об­ли­ва­ясь кро­вью, по­те­рял со­зна­ние. Слу­ги Алей-Шпу­ра по­ду­ма­ли, что му­че­ник умер, и вер­ну­лись в го­род.

До позд­ней но­чи свя­той Иоанн ле­жал без чувств, по­лу­мерт­вый, но Гос­подь со­хра­нил пра­вед­ни­ка, чтобы вме­сте с ним не ис­чез­ла па­мять о его стра­да­ни­ях. Снег во­круг му­че­ни­ка рас­та­ял, а ру­ки его раз­вя­за­лись. Оч­нув­шись, он по­шел в го­род к по­слам ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го в Ка­за­ни и рас­ска­зал им о сво­их му­че­ни­ях.

https://azbyka.ru/days/sv-ioann-kazanskij

Изначальное известие о нем в грамоте митр. Казанского Гермогена (будущего св. патриарха) св. патриарху Иову:


По многом же прещении повеле безбожный князь Иоанна усекнути; и удариша во главу святаго исповедника Христова Иоанна; святый же паде взнак; глава-же его держашеся малыми жилами; тело же его честное много язвиша мечми, и утробу его насквозь прободоша противу сердца. Бе ж дни того мраз велик зело.

Святый же на месте том, идеже посечен бысть, лежа аки мертв от перваго часа дни и до нощи. Леду ж около святаго оттаявшу, и абие в последний час дни развязастася руце его сами, и паки святый воста, и крестным знамением себе оградив, и единою рукою взем главу свою, и постави ю прямо, и прииде в стан к детем боярским великаго князя, и поведа им поряду вся яже о себе, како за Христа пострада от безбожных татар.
https://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskovskij/gramota-patriarkhu-iovu/

Публ. в:
архим. Платон (Любарский) Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств Казань, 1868.

То есть в изначальной версии удар меча перебил позвоночник и лишь несколькими жилами отсеченная голова соединялась телом ("глава же его держашася малыми жилами"). В современной версии меч лишь слегка поранил шею.
Про "утробу его насквозь прободаша противу сердца" - молчание.
Фраза "единою рукою взем главу свою и постави ю на место" опущена.


Новые данные? Нет. Ибо откуда им взяться? Просто приглаживание.

В этой переписке митр. Гермогена и патрарха Иова уставлена особая память втоинов, павших при взятии Казани - суббота по Покрове.

Понятно, что сегодня это забыто
см. https://ruskline.ru/analitika/2016/10/29/pominki_kazanskie

***

О мучениках, шествующих со своими отрубленными головами см тут https://diak-kuraev.livejournal.com/1579219.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments