диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

О чем не расскажут якунинские комментаторы на НТВ

Монах Серапион (1830) пересказывает обычную легенду а Благодатном Огне:

в конце XVIII века армяне подкупили турок, и в Великую Субботу в храм Гроба Господня были допущены лишь они, в то время как православные молились во дворе. Понятно, что по их молитвам молния ударила в колонну Храма, и оттуда изсшел Огонь. «Сим совершилось чудо, обязавшее треклятых Армян к выполнению условий, сколько жестоких, столько и гнусных: или лишиться жизни, или есть человеческий кал, приготовленный ими в большом каменном корыте для Греков, если бы сии остались посрамленными. В память сего знамения турками над трещиною столпа прибита надпись: АРМЯНЕ КАЛОЕДЫ, и упомянутое, уже пустое, корыто с деревянною ложкою находится возле оного в целости».
Путешествие во святый Град монаха Серапиона // Румановская Е. Л. Два путешествия в Иерусалим в 1830-1831 и 1861 годах. М., 2006, сс. 49-50.

Архимандрит Леонтий Зеленский-Яценко (под псевдонимом Младший Григорович) в 1790х годах тоже упоминает «каменное влагалище, т.е. дермоем... каков был сделан во время оно, таков и ныне есть подле церковных дверей... И на тот нетленной, тлею загаженой, сосуд зрят победители... сиречь греки, с неописанным удовольствием; на против того, побежденные, си речь армяне, зрят всегда почти косо, и с несказанным негодованием на глупоупрямых своих предков» .
(Цит. по: Попов А.П. Младший Григорович. Новооткрытый паломник по Св. Местам XVIII века. Кронштадт, 1911. С. 91).

По Леонтию армяне уже заранее соглашаются на это наказание в случае неудачи с обретением Огня: «...понуди их крайнее неразумие утвердыти писанием свой обет, вкусити того не человеческого брашна, о нем же срамно есть и глаголати» .
(Там же, сс. 92-93)


Тогда же (1794 год) в изложении саровского иеромонаха Мелетия эта история выглядит следующим образом: паша, «огорчась их (армян) лжехвалением... приказал с строгим наблюдением каждому армянину, изгоняемому тогда из церкви, съесть лжицу кала, изготовленного, по повелению, жидами в каменном корытце, которое доныне видимо пред святыми вратами в углу у церкви Сорока Мучеников. Однако по просьбе, уверяют, вещество оное удобрено было лимоном. Почему армяне не точию от греческих христиан... но и от турков доныне в ссоре называются покчи, что значит на турецком языке ядущаго кал» .
(Путешествие в Иерусалим Саровского иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году. М., 1800, с. 20).


Эта история знакома и еще более раннему паломнику Серапиону (1751 г.): якобы армяне, договариваясь с османскими властями о первенстве в обретении Св. Огня, предложили: «Аще же не сотворим сего нашею молитвою, тогда яко же вам угодно будет, сотворите нам… Турки сотвориша им, яко же сами хотеша, о чем срамно есть и воспомянути; даша им бо гной человеческий ясти» .
(Серапион. Путник или путешествие во Святую Землю Матронинскаго монастыря инока Серапиона // Паломники-писатели петровскаго и послепетровскаго времени или путники во град Иерусалим. Под ред. архимандрита Леонида // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1874. № 3. V. сс. 78—128. Это опровергает утверждение Е. Румановской, будто «другие источники, кроме Серапиона и Парфения, не указывают на наказание армян нечистотами» (Румановская Е. Л. Два путешествия в Иерусалим в 1830-1831 и 1861 годах. М., 2006, С. 74)).

Инок Парфений и чрез сто лет (в 1861-м) слышал то же самое: «Говорят Паша Иерусалимский и прочие турецкие начальники весьма вознегодовали на них, хотели их всех изрубить, но убоялись султана; только наказали тяжко: говорят, давали каждому есть разной нечистоты при выходе из храма» .
(Инок Парфений (Агеев). Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земли. М., Новоспасский монастырь, 2008, Т.2, С. 172).

Мы видим образец взаимных поношений, бытовавших в среде иерусалимских христиан разных исповеданий . (См. П.В. Кузенков, К.А. Панченко. «Кривые Пасхи» и благодатный огонь в исторической ретроспективе // Серия Востоковедения. 2006 год. №4).

Дурно это пахнет.
Но, к счастью, есть и добрая версия.

Предание, письменно зафиксированное не позже 1635 года в «Путевых заметках» армянского паломника Симеона Лехаци гласит:

«Сказали, что когда-то остались такие нищие богомольцы снаружи, не впустили их за входную плату, мол, давайте полностью, и так остались они лишенными [света]. Но когда появился свет, он сперва устремился для нищих наружу и сжег верхушки мраморных колонн по обе стороны двери. Многие видели это и воздали славу Богу. До сих пор видны места, охваченные огнем. Сообщили об этом хондкару, и он, пораженный, послал в Иерусалим указ и грамоту с налатлама о том, что, если нищие не будут иметь [денег] и поклянутся, что не имеют, впустить их внутрь, чтобы они не лишились света. И мы также своими глазами видели обожженные и почерневшие колонны» .
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Lechaci/frametext2.htm
Tags: Благодатный огонь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →