диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Можно ли засматриваться на безбородых?

Житие св. Пелагии (Четьи Минеи, 8 октября) повествует, что в Илиополе проходил собор епископов.

Когда по окончании заседания епископы выходили из храма, мимо них по площади демонстративно прошла местная пусси райотс (блудница-язычница).

Св. епископ Нонн "пристально и долго смотрел на нее, пока не скрылась она из глаз, и потом, обратившись к епископам, сказал: "Разве не понравилась вам красота той женщины"?

Они не отвечали.

Плача, он снова спросил епископов: "Разве не усладились вы видом красоты ее?".

Они молчали.

Нонн сказал: "поистине многому я научился от нее: ибо женщину сию Господь поставит на страшном суде и ею осудит нас". (она так заботится о внешности, а мы не заботимся о нашем небесном Женихе). "Господи! да не погибнет такая красота в разврате, но обрати ее!".

По крещении Пелагии св.Нонн приглашает епископов на трапезу - "Вкусим пищу с елеем и вином ради духовного утешения". Бес же (изгнанный из Пелагии) кричал: "Горе, горе, что терплю я от от этого болтливого винопийцы!".

***

В православной письменности это просто эпизод.

Такой эпизод есть в исламской письменности:

"Мимо некоего человека проходил красивый юноша, и он провожал его галзами. Тогда Ибн Таймийа, который был его собеседником, сказал: "Это не годится для человека, такого как ты". Тот ответил: "Воистину я вижу в нем атрибуты обожаемого мною Бога, а этот юноша является одним из проявлений Его красоты"". (с. 607)

Тут женщина заменяется мальчиком. Более того - мальчик воспринимается как теофания, проявление Самого Божества. И, наконец, в исламе это не эпизод, а целая школа, говорящая о "мистическом" осмыслении телесной красоты мальчиков.

см. Дроздов В. А. Учение о ан-назар ила-л-мурд (созерцании безбородых) в средневековом суфизме // "Рассыпанное" и "собранное": когнитивные приемы арабо-мусульманской культуры. М., 2017.

частично можно прочитать тут

https://books.google.ru/books?id=fqhVDwAAQBAJ&pg=PA590&lpg=PA590&dq=%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BE+%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8+%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%D1%85)+%D0%B2+%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC+%D1%81%D1%83%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5&source=bl&ots=60O7xclJVs&sig=ACfU3U2DKp6lMIP0ZgGxYtqEga0Tjmtd1A&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjFyZzvi6LiAhXF0qYKHdA6D-8Q6AEwAXoECAkQAQ#v=onepage&q=%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%D1%85)%20%D0%B2%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D1%83%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5&f=false


Ну, а поскольку ни платоникам, ни суфиям, ни самураям никто не запрещал жениться, значит, корень педофилии вовсе не в безбрачии.

Интересно, что один из критиков этой школы полагает, что ее богословские истоки в христианстве: "они полагали, что рассматривание красавцев это служение Богу, ибо они рассматривают места проявления божественной красоты и они утверждают, что Аллах - согласно словам этих братьев христиан - обнаруживается в той или иной красивой форме" (с. 606) ("братья христиан" это ругательство).

Впрочем, мне не доводилось слышать, чтобы даже устная традиция гомобогословия у соответствующих православных монахов поднималась до таких платоновских высот.

Интересно, есть ли в суфизме попытка видеть аналогичную теофанию в женщинах, животных, природе?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 97 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →