диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

"Жена в церкви да молчит"

Знаменитые слова Апостола: «жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14,34-35) уже имеют свою историю слышания и перетолкования.

Казалось бы все просто и понятно – и любой про-феминистский голос должен умолкнуть перед этим авторитетом.

Однако простор для дальнейшей герменевтической работы с этим текстом дает то пространство, в котором был создан сам этот текст. Пространство же, о котором идет речь – это пространство коммуникации между автором и первыми читателями.

Перетолкования слов апостола Павла возможны именно по той причине, что это слова именно Павла.

Апостол Павел -самый парадоксальный из раннехристианских авторов.
Именно этот апостол так говорил о принципе своей проповеди: «с иудеями я как иудей, с эллинами - как эллин». Это означает, что в его проповеди есть момент педагогического приспособления, нежелания по мелочам нарушать социальные нормы той среды, к которой он обращался.
Павел, например, учил, что ветхозаветное обрезание уже не имеет религиозного смысла . Но когда он своего ученика, грека Тимофея посылал на проповедь, он все же обрезал его – иначе круг проповеди Тимофея слишком сузился бы. Евреи не стали бы внимать проповеди необрезанного грека, толкующего их Писания…

Это означает, что в его проповеди есть момент педагогического приспособления, нежелания по мелочам нарушать социальные нормы той среды, к которой он обращался. В иной, изменившийся культурной среде нельзя повторять миссионерские приемы апостола Павла, но нужно следовать его примеру поиска таких приемов, облегчающих понимание людей разных традиций. Мы очевидным образом в чем-то не подражаем Павлу. Разве подвергаются сегодня обрезанию наши монахи, отправляемые на служение в нашу миссию в Иерусалим?

Так, может, и слова «апостола свободы» об ограничениях для женщин были уступкой внешним нравам, попыткой «не дать повода ищущим повода» (2 Кор.11,12)? Вы свободны, но «берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8,9).

Христианство и так начало свой путь как маргинальная секта: ее проповедовали презренные рабы и не менее презренные (в глазах имперских элит) евреи. Если бы апостольская проповедь шла через женские уста, то появился бы дополнительный и не-необходимый социально-психологический барьер на пути Церкви к Вселенскости.
«Апостольские постановления» (3 век) поясняли: «Когда женщина говорит о воплощении Господа Нашего и страдании Христа, язычники смеются и презирают Слово Учения. Итак, неприлично и нет нужды, чтобы женщины учили, и в особенности о Имени Христа и об искуплении Его страданием. Ибо не для того вы поставлены (constitutae), женщины, и в особенности вдовы, а чтобы молились и просили Господа Бога» (3,5 и 6,1).

Во всяком случае последующая история Церкви показала, что Церкви приходится считаться с теми социальными условностями, которые она сама одобрять не может, но учитывать должна.
Например, в Индии даже католикам пришлось строить разные храмы для христиан из разных каст и уже во всяком случае служить для них разные мессы, чтобы из одной чаши не причащать кшатриев и неприкасаемых. И в российских тюрьмах – та же проблема.

Так придавал ли сам апостол Павел своему совету о молчании жен характер ситуационно-педагогический, то есть преходящий, или же он видел в нем вечную норму церковной жизни? То, что апостол в обоснование своего совета ссылается на требования «приличия» и еврейского «закона», склоняет скорее к первому варианту.

Так память о личности сказавшего и о том, к кому обращался «апостол народов» сделала возможным перемену в восприятии его слов: от восприятия их как внутрицерковной нормы до отношения к ним как Боговдохновенной но все же временной педагогической уступки.

А вообще это очень интересный пример того, как меняется церковная жизнь.
Слова апостола Павла, запрещающие женщине возвышать глас свой в церковном собрании, понимались как внутрицерковная заповедь в течение девятнадцати столетий. Понимались настолько жестко, что женщины не могли даже петь в церковном хоре. Знаменитые Блоковские строки – «девушка пела в церковном хоре….» – это свидетельство об уже начавшихся переменах: к концу XIX века ситуация начала меняться. Женские голоса сменили мальчиков в церковных хорах. Поначалу – «де факто». Затем уже всерьез (кажется, Чесноков стал первым композитором, который стал писать специально для женских голосов в церковных хорах).

После революции, когда мужчины ушли из храмов, женщины стали исполнять прежде чисто мужские послушания церковных чтецов и даже алтарников.

Особняком стоит дата 1971 года. В этот год впервые в истории Церкви делегатами Поместного Собора стали женщины (даже на архидемократическом Соборе 1917-1918 годов женщин, в том числе и игумений, не было).
Участвовали женщины и в работе Поместного Собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II: из 317 делегатов - 38 женщин, то есть почти 12 процентов. В 2009 году среди 711 делегатов Поместного Собора , избравшего патриарха Кирилла, было 76 женщин (из них – 45 монахинь)

В 90-е годы пришла пора религиозной свободы – и отнюдь не всё вернулось «на круги своя». Женщины стали проповедовать: писать статьи и книги, издавать и редактировать богословские журналы, вести уроки Закона Божия в церковных и светских школах, богословия в светских университетах (в XIX веке законоучитель это только батюшка) .
Исключения бывали и раньше: св. Николай Японский благословлял женские лекции и проповеди в Японии (см. Запись от 16 августа 1903 г.).

Карфагенскому собору 398 года приписывается постановление: «женщина, сколько бы они ни была ученой и святой, пусть не надеется наставлять мужей в собрании» . Но сегодня ученые женщины наставляют «в собраниях» христиан, в том числе чисто мужских (в семинариях).

(Цит. по: свящ А. Постернак. Служение женщин в древней церкви // Служение женщин в церкви. Исследования. М.. ПСТГУ, 2013, с. 419. https://azbyka.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-rannej-hristianskoj-cerkvi-i-vi-vv
Он ссылается на некое SEA без расшифровки. За этим стоит Statuta Ecclesiae Antiqua. Обычно этот сборник церковных правил приписывался 4-му Карфагенскому Собору 398 года.
Аббат Charles Munier еще в 1960 году в книге «Les statuta ecclesiae antiqua. Édition, études critiques» показал, что на самом деле эта каноническая компилляция была исполнена столетием позже в галло-римской среде Геннадием Массилийским (Марсельским). До нашего времени этот сборник 102 правил, включавший в себя и апокрифы, не дошел; он известен по цитациям из него в более поздних текстах (Исидора Севильского и, позже, - «Декрета Грациана») . Реконструкция текста - PL 56, col. 879-889.
В изданиях канонов Русской Православной Церкви это правило отсутствует. Сам факт проведения «Четвертого Карфагенского собора 398 года» сегодня историками отрицается (http://www.patristique.org/sites/patristique.org/IMG/pdf/72_xviii_3_4_04.pdf). Так что этот текст говорит не о Карфагене четвертого столетия, а о вестготской Галлии пятого. Это замечание, скорее лично для о. Андрея, который несколько раз цитирует SEA как свидетельство именно о карфагенских порядках).


В Тихоновском Богословском институте даже литургику – науку о богослужении – преподает женщина (М. С. Красовицкая)! И там же уже прошло несколько успешных защит богословских диссертаций женщинами. Первым магистром богословия в России стала Н. Сухова, преподаватель того же института (университета).
В 2008 году впервые в истории на архиерейском соборе доклад делала женщина (глава юридической службы патриархи).


В этом месте своего послания апостол призывает коринфян не увлекаться мистическими экспериментами. С точки зрения апостола не следует поощрять в себе стремление к «глоссолалии», то есть говорению на «незнакомых языках». В общем – это текст, мягко, но ясно направленный против мистического экстремизма, подобного тому, что встречается у современных «пятидесятников» и «харизматов». «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие: то не скажут ли вам, что вы беснуетесь?» (1 Кор. 14,23). Затем апостол советует не говорить в собрании нескольким людям одновременно – «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (33). И затем – «жены ваши в церквах да молчат» (34). И вывод: «все должно быть благопристойно и чинно» (40).
Мы видим, что совет о молчании жен прозвучал в послании к общине, чьи собрания проходили довольно бурно. Эта община была легка на расколы, на внутренние распри. Не умела она еще и отличать подлинно христианского учения от подделок. Прикоснувшись к чему-то необычайному, она легко впадала в надменность и гордость. Поэтому апостол в посланиях к коринфянам напоминал им, что путь любви выше, чем путь гностического «знания», дар любви важнее дара «языков», жизнь в любовном единении важнее школьных споров по поводу того, чей учитель «выше».
Теперь представим себе, какой была роль новообращенных (а иных тогда просто не было) женщин в жизни такой общины. Эмоциональные, легковерные, они восторженно восприняли весть о том, что вера в Евангелие освобождает их от тягот иудейского закона. Недавно безмолвные – они стремились утвердиться в своем новом качестве, торопясь оповестить всех окружающих о своих духовных переживаниях.
Сегодня мы видим, что в тех сектах, что возвещают непосредственные и регулярные «контакты с Духом», ведущую роль играют именно женщины. Елена Блаватская, Елена Рерих, Алиса Бейли, Елена Писарева, Мария Дэви Христос из «Белого Братства», Ольга Асауляк, Людмила Шапошникова, Наталья Бондарчук… В тех оккультно-гностических кружках, которые стояли на границе церковного христианства и язычества, также возвещались идеи и духовные опыты, быстрее пленявшие именно женское сознание. В Коринфе, где христиане еще не научились отличать гностические подделки от апостольской веры, голос женщин, видевших себя в роли «пророчиц», был слишком громок.
Не входя в обсуждение доброкачественноcти каждого из «голосов» и «пророчеств», апостол Павел призывает сдерживать этот энтузиазм. Его голос – голос трезвого пастыря среди внезапно опьяневших. Никому не вынося строгого и жесткого приговора (чтобы не спровоцировать ответного бунта), он призывает не прикипать сердцем к этим экзотическим состояниям. В таком – кричащем, многоголосом, мистически впечатлительном собрании – жена да молчит. Хочет говорить? - Пусть она это делает в спокойной, трезвой обстановке у себя дома.
Не против женщин текст апостола Павла. И не в защиту полового сегрегационизма. Это просто текст в защиту трезвости и рассудительности.

Слишком многое для женщин было запрещено в церковной истории и традиции. Запрет на священство – лишь один из них. Под запретом многие века был и вход в алтарь, диаконство, учительство, начальствование. Сегодня многие из этих табу ушли. А ведь они были в одном ряду с запретом на священство. Не уверен, что защита этого «последнего рубежа» будет успешной.
Subscribe

  • "Лучший друг физкультурников" снова с нами!

    Из телеящика сейчас донеслось: Любовь и слава, небес простор, Орёл двуглавый и триколор. Великой жизни в ветрах стихий, Мессии шаг. На самой лучшей…

  • Еще немного, еще чуть-чуть

    Все статуи богов в Спарте были с копьями в руке – даже статуя Афродиты.…

  • 10 страниц петита

    48-58 страницы 59 тома Православной Энциклопедии посвящены Путину В. В. 8 фотографий. (в том же томе статья "Римско-католическая церковь" занимает…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 111 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • "Лучший друг физкультурников" снова с нами!

    Из телеящика сейчас донеслось: Любовь и слава, небес простор, Орёл двуглавый и триколор. Великой жизни в ветрах стихий, Мессии шаг. На самой лучшей…

  • Еще немного, еще чуть-чуть

    Все статуи богов в Спарте были с копьями в руке – даже статуя Афродиты.…

  • 10 страниц петита

    48-58 страницы 59 тома Православной Энциклопедии посвящены Путину В. В. 8 фотографий. (в том же томе статья "Римско-католическая церковь" занимает…