диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Молчание истории?

Говорят, что раз апостолы сказали о поставлении диаконов - "братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу" (Деян. 6), то выбраны на это служение могут быть лишь мужчины.

Но на чем тут акцент: на гендерных признаках, или на том, что они должны быть "исполнены Святаго Духа и мудрости"?

Сегодня у нас сплошь и рядом посвящают в диакона 20-летних выпускников или даже еще студентов семинарий. Они точно "исполнены Святаго Духа и мудрости"? Презрев главное в апостольском примере, что же цепляться за соблюдение частности?

В Первом послании апостола Тимофею Павел, перечисляя служащих в Церкви лиц после епископов и диаконов упоминает и о женщинах (3. 11) и требует от них, чтобы они были «честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем».
Лютер и наш русский перевод вставляет в 11-м стихе слово «их», то есть диаконов, вследствие чего здесь приходится разуметь не женщин, служащих подобно диаконам в церкви, а жен диаконов (и епископов).

Но древние толкователи – например, Климент Александрийский (Strom. III, 6: «ибо мы знаем, что постановил Павел о служащих женщинах в послании к Тимофею»), блж. Иероним (Толк. на 1 Тим 3. 11, PG. XXX. 922: «вместе с тем приказывает их избирать как диаконов. Отсюда следует, что говорит о тех, которых до сих пор на Востоке называют диакониссами»), свт. Иоанн Златоуст («некоторые полагают, что это сказано просто о женщинах, но это несправедливо. Что в самом деле он (то есть апостол) мог иметь в виду, вставляя в середину своей речи несколько слов о женщинах? Говорит он здесь о таких женщинах, которые облечены званием диаконисс» (Толк. на 1 Тим // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1905. Т. II Ч. 2. С. 691; PG. LXII. 553), Амброзиастер (PG. XVII. 469) – разумели здесь именно служащих в Церкви женщин.

На их церковнодолжностной характер указывает и слово ὡσαύτως (так же, таким же образом), которым они в некотором смысле приравниваются к епископу и диаконам, как ранее (в стихе 8) именно этим словом диаконы приравнивались к епископу. От них требуются здесь качества, указывающие на их общественное, церковное служение. Они должны быть «верны» (πιστοί), как и все, кому вверено служение церковное (2 Тим 2). Как от диаконов требуется, чтобы они не были двуязычны, так и от женщин – чтобы они не были клеветницами, что было необходимо потому, что они имели доступ в частные дома (ср. 5. 13: «...они, то есть молодые вдовы, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны и говорят, что не должно»). Так же как и диакониссы, они должны быть «честны» (σεμνάς, 11. 8) и так же, как епископы и диаконы, трезвы (νηφαλέους 11, ср.: 2. 8), чем дается намек на близость их к заведованию приносимыми на вечери любви припасами. Из древних исследователей стих 11 относили к женам диаконов Фома Аквинат (Троицкий С. В. Церковнослужительницы в православной цекрви // Служение женщин в Церкви. Исследования. М., ПСТГУ, 2013).

Разночтений по рукописям в данном случае нет. Так что это в чистом виде редакторский произвол.
А вот слово diabolous ("клеветницы") я бы вообще оставил без перевода. Просто -"не дьяволицы" :).

В Послании к Римлянам (16,2) Павел просит принять некую диакониссу (служительницу) Фиву: «она была помощницей многих». В греческом оригинале стоит слово prostates – «предстоятельница». Перевод превратил ее в рядовую помощницу. Перед нами именно перевод-толкование «Этим термином Иосиф Флавий обозначал императора. В Египте простатис обзначало главу религиозной общины. Совершенно невероятно, что ап. Павел употребил термин «простатис» в женском роде в последнем значении, т.е. что Фива стояла во главе Кенхрейской церкви. Это противоречило бы его взгляду на роль женщины в церкви» (протопресв. Николай Афанасьев. Пресвитиды или председательницы // протопресв. Николай Афанасьев. Церковь Божия во Христе. Сборник статей. М., ПСТГУ, 2015, с. 522.

В то же время у Оригена: «В этом месте апостол своим авторитетом учит, что и женщины могут поставляться на церковное служение» (Комментарии на Послание к Римлянам) .

Впрочем, тут как раз можно заметить особую роль женщин в жизни первобытных христиан: они принимали в своих домах или «половинах» христианские собрания:

Языческий философ Цельс во втором веке так ругает христиан: «А если во время таких речей они увидят, что подходит кто-либо из наставников в просвещении, кто-либо из людей разумных или сам отец, то более осторожные из них стушевываются, а более дерзкие подстрекают детей сбросить узду, нашептывая, что в присутствии отца и учителей они не захотят и не сумеют проповедовать детям добро, ибо, дескать, их отталкивает низость и тупость (старших), окончательно испорченных, безмерно злых и наказывающих их; поэтому, если они хотят, они должны, оставив отца и учителей, уйти с женщинами и с товарищами по играм в женское помещение, в сапожную или валяльную мастерскую, чтобы обрести совершенство. Такими речами они убеждают» (Ориген. Против Цельса. III, 55). Понятно, что в своем доме хозяйка становится «предстоятельницей».

В середине третьего века другой языческий критик христианства – Порфирий – возмущается, что женщины входят в состав церковного руководства. Его выпад спустя столетие пересказывает блаж. Иероним Стридонский: «Давайте позаботимся о том, чтобы, как неблагочестивый Порфирий утверждает, матроны и женщины не вошли в Сенат» .

В конце шестого века галльский епископ возмущенно писали об ирландской практике: «Из отчета, сделанного достопочтенным Спаратом, мы узнали, что вы продолжаете носить из одной хижины в другую подставки, на которых совершаете божественную Мессу, а женщины помогают вам (им дано имя «конхоспиты»); в то время как вы распределяете пречистое Тело, женщины берут потир и причащают людей Кровью Христовой… Мы призываем к вашей милости, чтобы вы отстранили этих женщин от таинства» .

Ирландка святая Бригита (451-525) могла судить даже епископов «Блаженная же Бригита приняла Патрика, проповедника Ирландии, в отцы; он же принял ее в дочери. Находящиеся там впервые видели друг друга. С того самого дня удивительную деву все почитали из всех святых Ирландии главной после святого Патрика судьей» http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Irland/St-Brigitte/text.phtml?id=3064.

Далее следует рассказ о том, как она разбирает обвинение в адрес епископа.
«От cвятого епископа Мела Бригита приняла постриг или, по другой версии, даже была возведена в епископский сан» (Бригита // Православная Энциклопедия т.6. http://www.pravenc.ru/text/153433.html).

И в самом деле, одна из версий ее жития говорит, что "она (святая Бригитта) не только была поставлена во епископа, но затем и сама поставляла епископов для служения в основанных ею монастырях" (См. Старшов Е. Святые древней Ирландии. М., Сретенский монастырь 2010, с. 64).

Когда она вместе с другими девушками пришла постригаться к епископу Мэлю, то встала в очереди последней и низко опустила голову. Но тогда от головы ее луч огненного света протянулся к самой верхушке храма. Увидев это, отец Мэль произнес слова, которые ирландцы будут передавать друг другу из поколения в поколение: "Приди, святая Бригитта, чтобы покрывало было благословлено на твоей голове прежде прочих дев". Лукавый шепнул праведному Мэлю, что не должно ставить епископом женщину. Но Мэль тут же оправдался перед Господом, сказав сам в себе: "Я не имею над этим никакой власти. Это достоинство Бригитте было дано Богом" (http://pastor.skatarina.ru/2006/02/09/zametki-k-istorii-cercvi-sv-brigitta-irlandskaya-zhenshhina-episkop)

«Исидоровские декреталии» утверждали, будто еще в 173 году римский папа Сотер запретил священнослужение (даже диаконское) женщинам .

Но сегодня полагают, что и сами «Декреталии», и, конкретно, декрет Сотера есть позднейшая фальсификация .

В «Апостольских постановлениях» - книге третьего века – аргумент опять же один: «нет прецедента»: «Мы не позволяем женщинам учить в церкви, но только молиться и слушать учителей. Сам Учитель наш и Господь Исус, послав нас двенадцать учить народ и племена, никогда не посылал женщин на проповедь, хотя и не было в них недостатка, ибо были с нами Матерь Господа и сестры Его, также Мария Магдалина и Мария Иаковлева, и Марфа и Мария, сестры Лазаря, Саломия и некоторые другие. Ибо, если бы необходимо было, чтобы учили женщины, то Сам Господь первый повелел бы, чтобы и они вместе с нами оглашали народ. И если глава жены есть муж, то несправедливо, чтобы над главою начальствовало прочее тело» (3,6).

В последней фразе (она взяты из апостола Павла) вроде есть ясный аргумент. Но и он размывается, когда вспоминаешь, что тот же автор саму и всю церковь называл Женой Христа и Христа же – главой тела церковного.

Богословский аргумент обратной силы есть в молитве, читаемой священником при пении Херувимской песни на Литургии: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити или приближатимся или служити Тебе». Никто. Тут формула отрицательного равенства: все равно согрешили. И мужчины и женщины. И тем и другим нужна Милость. И те и другие перед лицом Бога должны забыть свои права и привилегии.

И все эти размышления должны быть положены на фундаментальный вопрос о связи священника и его общины (причем с учетом трудов отца Николая Афанасьева). Кто является субъектом сакраментальной связи с Богом? Священник или вся Церковь? Почему даже тайные евхаристические молитвы священник читает не от своего лица, а от лица всех молящихся? А если сакраментальное служение есть послушание, возлагаемое общиной на некоего человека (и снимаемая ею же с него), то почему эта разнополая община может свою молитву озвучивать лишь мужским голосом?
Кроме того, православие в отличие от католичества считает, что таинства совершает не священник, а Бог. Это точно никак не может сказываться на вопросе о женском священстве? Поскольку речь идет о таинстве, которое совершает Бог, то тут есть «онтология», а не только наше осмысление того, что делаем в храме мы. И из этого может последовать любой ответ на вопрос о допустимости женского священства. Мы не можем решать за Бога. Он свободен. Он не является пленником церковного прошлого. Но Он недоступен и шантажу современного феминистского движения.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments