Властолюбие, интриганство, политическая проституированность, готовность предать всех и вся - разве это его нажитки за годы его "автокефалии"? Скорее, он стал лучше, постарев и потеряв сожительницу.
Это качества, востребованные в иерархической системе РПЦ МП в самые разные эпохи. Просто признать этот букет в своих собственных начальниках бывает трудно. Но Божий Промысл предоставил нам возможность посмотреть на "голого короля" малость со стороны.
Трагедия Денисенко - это не просопография. Это не его личный портрет. Это типаж. И трагедия всего православия в том, что такие люди могут десятилетиями делать свои карьерки и именоваться преемниками апостолов.
Одна из причин этого - жесткое отождествление (в их сознании) слов "епископ" и "церковь". Отсюда в их головах "благо для меня" равно "благу для церкви". А деяния ради своего карьерного роста и обогащения выдаются за "служение Христу".
“Трудно представить себе какое-либо другое на земле служение, которое подверглось бы такому извращению и изуродованию, как архиерейское у нас. Стоит только беглым взглядом окинуть путь восхождения к архиерейству, чтобы признать, что враг рода человеческого много потрудился, дабы, извратив, обезвредить для себя самое высокое в Церкви Божией служение” (Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1954, с. 213).
Здесь кстати привести воспоминание знаменитого французского католического философа Жака Маритэна. В 1910 г., когда юноша Маритэн впервые взял в руки церковный ка-лендарь, его духовник “патер Клериссак очень смеялся по поводу того чувства ужаса, которое охватило меня, когда я увидел фотографии наших епископов” (Maritain J. Carnet de notes. Paris, 1965. P. 92).