35 мин. ·
В ПЦУ в пику Филарету проходит некий общественный форум. Выступает епископ и рассказывает, как единолично властвовал в УПЦ КП патриарх Филарет. Он сам решал и синод лишь только утверждал его решения. Никто не решался не только оспаривать, но и высказать хоть какое-то свое мнение. А сейчас, мол, в ПЦУ все совсем иначе.
Позвольте. Разве нам прогрессивная украинская общественность не доводила про КП как нечто совсем иное и отличное от московского православия? Куда как более демократичное и соборное? А отсутствие противостояния епископских партий и оппозиции хотя бы в той доле, что мы привыкли видеть в УПЦ МП, так это ж искреннее единство духа и... соборность. Короче, в УПЦ КП вся надежда будущего православия. Была. И патриарх Филарет, великий и прославленный Моисей украинской автокефалии со скрижалями томоса в руках - тоже был. Сейчас просто Филарет, раскольник. Скажи такое полгода назад, съели бы вместе с ватой.
Теперича у нас ПЦУ светоч и надежда всего, что только может быть. «Идейный лидер мирового православия», церковь «народная и соборная». По какому критерию, совершенно непонятно. Ни в чем это никак не проявилось. Все кухня создания и становления где-то сугубо в верхах и в тумане какой-то полузасекреченности. Про «идейное лидерство» вообще молчу. Все идейное, что слышал с Украины, все опять же из МП, пусть даже и со стороны оппозиции.
Да и откуда вдруг чему-то качественно иному взяться? Вчера сидели мышами под веником одного властного деда... и вдруг.... это раньше у них просто велосипеда не было, а сейчас - прямо с места в небесные выси. Разве что надежда на ту малую присоединившуюся соль МП? 😉
Правда, мне пояснили, что про «идейное лидерство» это еще не реальность, это такие лозунговые пожелания, что-то вроде призывов цк кпсс в достопамятные времена. Кстати, умилило еще рассуждение епископа, что от Филарета с самого начала чего-то такого ждали, но его сдерживал Петро Алексеевич... а теперь вот, как я понял, ПЦУ лишилась «внешнего епископа».
***
Мемуар в тему от А. Десницкого:
.... профессор Козаржевский рассказал, как обходил в очередное воскресенье московские храмы и смотрел-слушал, как там поют. В Сретенский монастырь его не пустили - он хотел зайти после возгласа "Оглашенные, изыдите". Он попросил передать настоятелю поклон от профессора Козаржевского. Потом настоятель, о. Георгий Кочетков, лично звонил и извинялся за ретивость своих "братчиков".
Когда скончался патриарх Пимен, он начал занятие словами "Когда я впервые встретил покойного патриарха, он был псаломщиком..." И тут же очень деликатно дал оценку основным претендентам - очень он боялся, что новым патриархом станет Филарет (Денисенко), и считал буквально чудом избрание Алексия (Ридигера). Все, что вы имеете сказать о Филарете, мы поняли уже тогда.