диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Материалы к уроку на тему "День Москвы"

«Повесть о зачале царствующаго великого града Москвы, како исперва зачатся»:

«В лето 6666 великий князь Юрий Владимирович шел из Киева во Владимир град к сыну своему Андрею Юрьевичу, и пришел на место, где ныне царствующий град Москва".

Ух, как ярка и знаменательна дата основания нашей прекрасной столицы по православному календарю!

Но прежде описания события 6666 года автор Повести напоминает, что и древний Рим и второй Рим (Константинополь) возникли на крови, а потому и Москва как третий Рим должна была создаться «…по кровопролитию же и по закланию кровей многих»:

"Первому бо Риму зиждему от Рома и Ромила, и егда мастеры начата созидати и ров копающе, обретоша главу внове закланна человека, нову и теплу, кровь точащу и лице являющу к живым прилично, ея же увидевше ентинарий искусний знамением смотритель и рече, яко сей град глава будет многим, но во времени и по заклании и по пролитии кровей многих. Такожде и второму Риму, си речь Констянтину полю здания зачало бысть не бес крове же, но по заклании и по пролитии кровей многих. Сице же и нашему сему третиему Риму, Московскому государьству, зачало бысть не без крове же, но по пролитии же и по заклании кровей многих".

Итак, князь Юрий видит "по обеим сторонам Москвы-реки села красные. Этими селами владел тогда боярин некий богатый именем Кучка, Стефан Иванов. Тот Кучка очень возгордился и не почтил великого князя подобающею честью, какая надлежит великим князьям, а поносил его к тому же. Князь великий Юрий Владимирович, не стерпя от него хулы, повелевает того боярина схватить и смерти предать; так и было. Сыновей же его Петра и Акима, млады суща и лепы зело, и единственную дочь, такую же благообразную и красивую, именем Улиту, отослал во Владимир к сыну своему, ко князю Андрею Юрьевичу. Сам же князь великий Юрий Владимирович взошел на гору и обозрел с нее очами своими туда и сюда по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною. И возлюбил те села и повелевает на том месте вскоре сделати малый деревянный город и прозвал Москва город по имени реки, текущей под ним. И потом князь великий отходит во Владимир к сыну своему князю Андрею Боголюбскому и сочетает его браком с дочерью Кучковою, с которой князь Андрей прижил и сыновей, рано умерших. И был у него отец его князь Юрий Владимирович немало времени и заповедал сыну своему князю Андрею Боголюбскому град Москву людьми населить и распространить».

Далее говорится, что Улита и ее подросшие братья Кучковичи в 6683 году устроили заговор и убили Андрея Боголюбского. За смерть князя отомстил его брат Михалко Юрьевич. Он перебил и утопил убийц брата (то есть лишил их христианского погребения и отпевания), а Улиту велел «…повесити на вратах и растреляти из многих луков».
(http://yakov.works/acts/17/2/moscow.htm и http://liberea.gerodot.ru/a_quest/tihomirov01.htm)

Вот, в чем, оказывается, преемство Рима-Стамбула-Москвы: они все замешаны на крови.

Вообще это, конечно, очень древнее и общечеловеческое верование: под порогом нового города или дома должна быть закопана жертва. (Буддофилы вон не могут простить Овчинникову то, что он привел рассказ об аналогичных ритуалах в современных тибетских монастырях; см. Всеволод Овчинников. Вознесение в Шамбалу. М., 2006, сс. 95-96).

Но почему в Москве в 16 веке пишется Повесть с позитивным и даже горделивым изложением такого верования - мне неясно.

Впрочем, другая повесть о закладке Москвы говорит, что газы на местных болотах были зело галлюциногенные: «въехав с ним во остров темен и непроходим зело, в нем ж бе болото велико и топко, и посреде того болота и острова узре князь великий Данило Иванович зверя превелика и пречюдна троеглава и красна зело. И вопросиша Василия греченина, что есть видение се пречюднаго зверя. И сказа ему Василий греченин: «Великий княже, на сем месте созиждется град превелик и распространится царьствие треугольное, и в нем умножатся разных различных орд люди, то есть прообразуют зверя сего троеглавого»» (Повесть о начале царствующего града Москвы. http://oldru.com/moscow/moscow98.htm).

***
И все же нечто подлинно Римское в Москве есть:

На кремлевской стене на Спасской башне, оказывается, была надпись на ЛАТЫНИ:

"Иоанн Васильевич божиею милостию великий князь владимирский московский... и всея России государь в лето 30 государство своего сии стены созда. Строитель же бысть Петр Антоний Согнарий Медиоланин. В лето от Рождества христова спасителя 1493-го".

Понятно, что миланский архитектор использует западный календарь и пишет по латыни. Наверно, это первый случай фиксации событий в Москке по календарю "от Р.Хр.", а не "от сотворения мира".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments