диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Совещание по ОПК (мнение И. Калины)

Сегодня в отделе религиозного образования Патриархии была встреча разработчиков курса ОПК в регионах с еп. Меркурием и человеком, курирующим эту тему в Минобре - Исааком Калиной.

Основные тезисы г. Калины (со всеми ими я согласен):

1) поскольку ОПК становится частью обязательного курса светской школы, предмет ОПК должен быть светским, а не религиозным. Недопустимы призывы к исполнению религиозных обрядов. Проповедь религии неизбежна, но она должна быть мягкой, ненавязчивой, оставляющей детям возможность для выбора. Недопустима самоидентификация преподавателя и детей с излагаемым конфессиональным материалом.

2) Светский язык преподавания важен и для самой Церкви, ибо позволяет сделать эти уроки интересными и дозволенными и для не-православных детей.

3) Ни один из существующих учебников не может быть принят в качестве федерального. Авторы этих учебников были призваны из режима саморекламы перейти в режим проектной работы, поиска нового, а не распространения своего уже сделанного. «Откройте стыковые узлы своих отсеков, чтобы создать единую станцию Мир».

4) Регионам, в которых ОПК уже преподается, не было рекомендовано настаивать на включении их в число пилотных регионов нового проекта. Если в каких-то школах и регионах ОПК есть не только в 4 классе, начатая разработка учебника именно для 4 класса не означает приостановку уже ведущихся уроков в других классах.

***

Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и Епархией РПЦ (13 июля 2007 г.)

Статья 2.
В рамках соглашения ___ ( наименование органа управления образованием субъекта Российской Федерации)
- Организует в соответствии с учетом запроса граждан повышение квалификации и переподготовку педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений
- Создает с привлечением представителей Стороны соглашения экспертные группы для определения содержания программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, желающих преподавать предметы по православной культуре, для установления порядка их аттестации, получения ими рекомендации для преподавания указанных предметов в общеобразовательных учреждениях. http://www.intelros.ru/2007/07/26/o_sotrudnichestve_organa_upravlenija_obrazovaniem_subekta_rf_i_eparkhii_rpc.html

Вот тут самое спорное: может ли епархия отклонить кандидатуру педагога не на том основании, что он плохо владеет материалом, а на том основании, что он не ходит в храм во вне-школьное время?
Знаю, что в церковной среде принято считать, что ОПК может преподавать только верующий православный педагог. Но если предмет объявлен светским - Церковь теряет право на подбор преподавателей.
В такой потере есть плюс: если мы придем в школу как цензоры-работодатели, в учительской среде вспыхнут протестные настроения против нас.


***
Москва, 22 июля. Основы религиозной культуры и светской этики могут преподавать только светские педагоги - учителя истории, литературы и даже психологи, которые для этого будут проходить специальную подготовку, сообщил заместитель министра образования и науки России Исаак Калина.
"Мы планируем провести дополнительное внеочередное повышение квалификации учителей, изъявивших желание преподавать эти предметы. Это могут быть учителя литературы, историки. Это могут быть и психологи", - сказал И.Калина "Интерфаксу".
Он подчеркнул, что "подбор педагогов будет осуществляться особенно тщательно". "Они должны хорошо разбираться в предмете и быть сторонниками свободы религиозного выбора, впрочем, как и нерелигиозного выбора тоже", - отметил замминистра.
Как заявил И.Калина, по данному курсу в школах должно быть по три-четыре педагога. Он подчеркнул, что преподавание этого курса будут вести обязательно светские педагоги, основываясь на свободе религиозного выбора.
"Преподавание этого курса не должно создавать в головах детей превосходство одной религии над другой", - сказал замминистра.
И.Калина также отметил, что этот курс ни в коем случае не должен диссонировать со всем содержанием школьного образования.
"Очень важно, чтобы при изучении каких-либо предметов, скажем, истории, учитывалась роль, которую сыграло Православие, как и другие религии, при становлении российской государственности. К примеру, невозможно понять литературу без понимания православных основ русской литературы", - сказал он.
По словам заместителя министра, эксперимент можно начать либо весной, либо осенью 2010 года.
Данный курс планируется вводить не на факультативной, а на обязательной основе. "Мы считаем, что по результатам многолетнего опыта многих субъектов Российской Федерации по изучению истории и основ религиозных культур, в том числе факультативно, в виде дополнительного образования, кружков, сегодня у нас уже есть возможность ввести курс по изучению истории и основ религиозной культуры в рамках общей и обязательной части образования", - сказал он.
Все основные религии мира, заметил И.Калина, пропагандируют общие понятия, такие как добро, терпение. По его мнению, "в этом и есть, наверное, то единство, которое можно обеспечить серьезным нормальным изучением истории основ религии".
"Если очень серьезно и объективно вести изучение истории основ любой религиозной культуры, то невольно начинаешь понимать, сколько общего в этих основах. И это, на мой взгляд, дает возможность формирования понимания именно у детей объединительного фактора религии", - сказал заместитель министра.
По его словам, незнание истории и основ культуры религии зачастую порождает ложное представление о непреодолимых различиях между людьми ввиду их отношения к религии.
"В основе конфронтации между людьми очень часто лежит религиозная безграмотность. Собственно весь религиозный фанатизм и основан на религиозной безграмотности. А когда люди изучают и знают историю, знают основы религиозной культуры, тогда не остается места для конфронтации. И это основная цель преподавания основ религиозной культуры в школе", - сказал И.Калина.
Как считают психологи, самое удобное время для начала изучения основ религиозной культуры - последние классы начальной школы, отметил он, "когда у ребенка сформировано умение учиться, умение понимать, что существуют разные варианты решений одной и той же задачи".
"Позже, по мнению психологов, может оказаться уже поздно. Этот курс не должен быть длинным. Он должен занять лишь несколько четвертей в жизни ребенка", - пояснил И.Калина.
При этом необходимо предоставить нерелигиозной части населения или тем, кого не заинтересует изучение истории религиозной культуры, возможность изучения основ светской этики, подчеркнул он. http://oroik.prokimen.ru/newsarchive/393-intkalina.html
Tags: chronicles, ОПК
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments