диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Чему нас учат Иоанн Златоуст и царица Евдоксия

Из Прав. энциклопедии:

Большинство сведений о Евдоксии связаны с периодом пребывания в К-поле свт. Иоанна Златоуста (398-404). После периода мирного и дружеского общения Е. со святителем наступило нек-рое отчуждение, вызванное обличительными проповедями еп. Иоанна, в к-рых он высказывался против церемониальных придворных формальностей и этикета, называя их тщеславием (κενοδοξία). Это породило неприязнь к епископу Е. и особенно придворных дам, к мнению к-рых она прислушивалась. В 398 или 399 г. в К-поль приехал епископ сир. г. Габала Севериан - то ли по приглашению Аркадия и свт. Иоанна Златоуста, то ли для того, чтобы заработать денег проповедованием, что в ту пору было довольно распространенной практикой. Обладая блестящим даром слова, Севериан Габальский заменял еп. Иоанна в роли столичного проповедника, когда тот отлучался, и заслужил большое доверие имп. четы. В 401 или 402 г. еп. Иоанн на неск. месяцев уехал в М. Азию, и во время его отсутствия Севериан поссорился с архидиак. Серапионом, к-рый был правой рукой еп. Иоанна. Вернувшись в К-поль, свт. Иоанн настоял на выдворении Севериана из города, и только Е. удалось его уговорить вернуть Габальского епископа. Эта история осложнила взаимопонимание между Е. и свт. Иоанном, а Севериан стал непримиримым врагом Иоанна, объединившись с др. епископами. Реальное противостояние Е. и свт. Иоанна Златоуста началось, когда последний обличил императрицу в проповеди, якобы сравнив с нечестивой Иезавелью (ср.: 3 Цар 21. 1-16), а также распорядился захлопнуть дверь храма перед пришедшей на службу Е. Поводом послужило то, что Е. отобрала у вдовы сенатора виноградник (хотя достоверность этой истории исследователями оспаривается). Росло недовольство свт. Иоанном со стороны еп. Феофила Александрийского и его сторонников, желавших низложить святителя. Удачным поводом стало обвинение Иоанна в оригенизме в связи с принятием святителем в К-поле монахов-беженцев с Нитрийской горы (см. ст. Египетские мученики), изгнанных Феофилом. Выдвинув ряд обвинений, противники свт. Иоанна с санкции имп. Аркадия и Е. созвали Собор «у Дуба» (по названию предместья р-на Халкидон), на к-ром свт. Иоанн Златоуст был заочно осужден и затем выслан из К-поля (403). Это вызвало народное неудовольствие, к-рое совпало с землетрясением в К-поле и одним происшествием в покоях Е. (речь может идти либо о выкидыше у Е., либо о внезапной смерти ее дочери Флакиллы). Эти события напугали императрицу, и она распорядилась вернуть свт. Иоанна Златоуста в К-поль. Но через неск. месяцев (кон. 403) к-польским префектом Симпликианом в городе на пл. Питтакион была установлена статуя Е. на порфирной колонне (чего не удостаивалась до нее ни одна императрица) и устроены по этому поводу всенародные празднества. В ответ свт. Иоанн произнес в храме проповедь, в к-рой намекал, что видит в происходящем проявления язычества, и сравнивал Е. с Иродиадой (этот факт также под сомнением). В результате отношения свт. Иоанна и Е. испортились окончательно, так что имп. чета даже проигнорировала Рождественскую службу 403 г., к-рую возглавлял святитель. Перед Пасхой (17 апр. 404) ему было предписано имп. Аркадием покинуть храм, однако епископ не послушался. Столкновение с войсками привело к кровопролитию в церкви, а затем храм выгорел.



***
Вопрос: если св. Иоанн своим обличением царицы совершил подвиг, то кто стал ему в этом подражать? Кто из следующих православных предстоятелей обличал цариц и придворные церемонии - причем такие, что выражали подобострастное поклонение царю и его супруге?

Златоуст восстал против прижизненного памятника царице. Но разве не аналогично воздвижение в эфире еженедельной передачи известного мудозвона под названием "Москва. Кремль. Путин"? И где протесты кремлевского патриарха?

Златоуст встал на защиту вдовы, оставленной без средств на существование (впочем, это была жена сенатора, так что кроме помянутого виноградника у нее наверняка было и иное имение). А как именно оспорил нынешний патриарх повышение пенсионного возраста (которое приведет к тем же последствиях для очень многих людей)?

Златоуст не покинул кафедральный собор, из которого его изгнал православный император. Кто еще делал так после него?

Это опять вопрос о "православной культуре" и неписаном "этосе православия": какие эпизоды из житий своих святых церковная верхушка и публицистика и в самом деле делает парадигмальными, призывает их воспроизводить и сама их повторяет?

Скажем, пощечина еретику (конечно, случайному прохожему, а не царедворцу), рекомендованная Златоустом, активно сегодня рекомендуется. Но даже анонимная критика власти даже по мелочам отнюдь не приветствуется.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 158 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →