диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Об убийстве отца Даниила Сысоева

Прошло 10 лет со дня убийства «убежденного врага Аллаха» иерея Даниила Сысоева. Как православные и мусульмане ведут диалог сейчас?
Мария Запрометова (МБХ)

Пришел ли кто-то на замену иерею Даниилу Сысоеву и существует ли необходимость острой полемики между православными и мусульманами в настоящее время — нам рассказали православный и мусульманский богословы.

Поздно вечером 19 ноября 2009 года в московском храме Святого апостола Фомы его настоятель, иерей Даниил Сысоев принимал исповедь у одного из работников своего прихода. В этот момент в храм зашел мужчина. «Где Сысоев?», — кричал он, как рассказывали потом в «Коммерсанте». Сысоев отозвался на крик и был убит выстрелом в голову.

«Сегодня, вы будете смеяться, но мусульмане опять пообещали меня убить. Теперь уже по телефону. Ну надоело. Уже 14-й раз. Я уже привык, а то раньше это напрягало. А так Бог не выдаст, ислам не съест», — писал Сысоев на LiveJournal за полтора месяца до гибели.

«Убежденный враг Аллаха, поносящий ислам», — как сообщала «Газета.ru», так говорили о Данииле Сысоеве исламские экстремисты, взявшие на себя ответственность за убийство священника.

«Ислам это лжепророчество, вдохновленное извечным врагом рода человеческого Мохаммедом», «Коран не дает человеку сил творить добро и потому бесполезен» — эти тезисы из многих выступлений священника приводил «Коммерсант», сообщая о нескольких сотнях мусульман, крещеных в православие Сысоевым.

Сысоев вел полемику не только на страницах своих книг. С мусульманским богословом Али Вячеславом Полосиным, например, он провел два публичных диспута.

После смерти Сысоева Полосин больше ни с кем не дискутировал. «Как-то в этом уже не было необходимости. На этих двух диспутах были более-менее позиции сторон выяснены», — рассказал Полосин «МБХ медиа». На вопрос, связана ли стагнация публичной полемики между православными и мусульманам со смертью Сысоева, Полосин ответил отрицательно. «Это совершенно неправильный вывод, с которым я абсолютно не согласен, в церкви полно компетентных людей, которые могут и диспуты вести и просто выступать», — объяснил Полосин.


«Трагедия, которая произошла, конечно, она и на меня психологически повлияла, потому что я с уважением отношусь к своему бывшему оппоненту», — сказал богослов. «Просто убедились, что в этом нет пользы, что есть необходимость узнавать друг друга. Не столько вести полемику, сколько, наверное, заниматься неким сравнением, некоторым сравнительным богословием. В сравнительном богословии польза есть. Выяснить: как у них и как у нас. Естественно, с добрыми намерениями. Полемика в данном случае непродуктивна», — считает Полосин.

С ним полностью согласен и православный богослов Андрей Кураев. «Не надо противопоставлять и критиковать, это должна быть положительная и честная компаративистика, а не карикатурное изображение», — сказал Кураев «МБХ медиа».

Острота мусульманско-православных отношений в конце 2000-х, по мнению Кураева, связана скорее с личностью Даниила Сысоева. Продолжателей его дела Андрей Кураев сейчас не видит. «К счастью, не могу назвать, потому то все-таки некоторые его суждения были некорректны, так скажем. Я считаю, что отца Даниила надо канонизировать как мученика, при этом не согласен со многими его суждениями, в том числе об исламе», — сказал Кураев.

У Сысоева ярких продолжателей не появилось, но полемика между двумя религиями все еще жива. По крайней мере, с одной стороны. «С мусульманской стороны [полемика] несомненно в активе. Скорее всего, это делают неофициальные имамы, квартирные, что называется, но они, тем не менее, достаточно популярны».

В 2018 году прошел публичный диспут между правоcлавным христианином Дмитрием Захаркиным и мусульманином-суннитом Али Шабайкиным. Его видеозапись доступна во «Вконтакте».

«Зная, что Дмитрий является последователем о. Даниила, Али предвидел это и заранее изучил все контраргументы. С моей точки зрения, большим достоинством этого диспута является демонстрация полной несостоятельности последователей отца Даниила вести адекватный диалог с мусульманами. Я надеюсь на то, что в будущем этим будут заниматься люди, имеющие образование арабистов и исламоведов», — написал в своем отзыве на диспут востоковед Алексей Макаров. Макаров также назвал Шабайкина «единственным исламским апологетом, вступающим в публичные дискуссии с христианами в русскоязычном пространстве».

На официальном уровне между мусульманской и православной конфессиями установлен дружественный тон. Например, патриарх Кирилл в октябре 2019 года награждал орденом преподобного Серафима Саровского I степени азербайджанского религиозного деятеля Шейха-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде, а верховный муфтий России Талгат Таджуддин поцеловал православные иконы на одном из публичных мероприятий. Об этом в Facebook сообщала группа «Исламские мировые новости».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 433 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →