Размышление о церковном образовании.
В 1995 году я поступал в Московскую Духовную Семинарию. В тот год было особо много абитуриентов, конкурс составлял примерно 4,5 на место и, естественно, моё поступление вызвало законное уважение даже у людей, далеких от Церкви, еще с тем, советским воспитанием. Поскольку в советском обществе, семинаристы всегда считались хоть и «не такими как все», но людьми достаточно образованными или, как минимум, эрудированными. Действительно, среди поступивших на мой поток были врачи, люди с языками, универами. На их фоне семнадцатилетний парень из Казахстана смотрелся конечно, скромно. В одной своей статье церковно-общественный деятель Сергей Чапнин (Sergei Chapnin) написал такую фразу: «Уже давно выбор для молодого человека не стоит так, как еще лет 20-25 назад. Тогда вопрос куда поступать был таким: «В духовную семинарию или на филфак университета?» Сегодня вопрос куда поступать стоит иначе: «В духовную семинарию или ветеринарный техникум?» А ведь оно так и есть! Неплохо окончив школу, я мог тогда свободно поступать в любой технический ВУЗ своего города. Наблюдая за нынешними студентами семинарии понимаю, что, если бы большинство из них поступили бы в ветеринарку, им бы крупно повезло. Митрополит Алексий (Кутепов) еще тогда, в свою бытность архиепископа Алма-атинского и Астанайского, говорил поступившим в духовное училище абитуриентам: «Вы убогие! и оказались тут, потому что никому не нужны! Вы ждете ведь, чтобы вас, убогих, Церковь пригрела, накормила и воспитала! А мы, насколько возможно, будем стараться сделать из вас хороших, грамотных и ответственных священников!» Но это было тогда. А нынче… Как бы мягче сказать. Их приходится учить заново русскому языку (хотя возможно это наследие современной же школы), они не знают Семь Вселенских соборов, хотя прежде этот вопрос был на вступительных экзаменах. Ну разве что есть среди них добрые и наивные люди.
Да, следует признать, что церковное образование находится в кризисе. Несмотря на конференции, круглые столы и даже публикации. Преподавание тех же древних языков: с одной стороны, если научатся читать - уже хорошо, с другой - нет мотивации, поскольку знают, что вряд ли кому это понадобится. Ну а если понадобится… Тогда лучше сразу в монахи, поскольку, занимаясь церковной наукой, изучая тексты и источники очень скоро понимаешь, что твой труд практически никак не будет вознаграждён.Ты не сможешь содержать свою семью. И если священники, для которых преподавательская деятельность совмещаема с основным служением не ропщут, когда на дорогу уходит больше, чем их жалование, то те, которые посвятили себя науке понимают, что если их и поощрят, то либо грамотами, либо Там, Вышний Мздовоздаятель. У Церкви не хватает ни ресурсов, ни внимания к духовным школам. А возможно это вообще не релевантный вопрос. Любое дело, чтобы совершалось хорошо, требует вложений. А они тут минимальны, главное, чтоб хватало на питание студентам, да на какой-никакой учебный фонд. За исключением очень немногих, ярких личностей, священники, несущие послушание в духовных школах, ощущают себя барщинными крестьянами, по несчастью попавшими в такое состояние, и ожидающими, когда же наступит Юрьев День и их переведут на обычный приход.
Без статусности, нормального содержания, вложений в литературу, исследования последних публикаций, повышения квалификации преподавателей духовных школ, что создаст заинтересованность, никак не удастся выправить церковное образование в правильную канву. К тому же давно пора понять, что важнее качество, а не количество, и существование ряда семинарий в уездных городках никак не способствует сохранению на нужной планке церковной науки и образования.
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10220099559629588&set=a.1719270231913&type=3&theater