диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Культурные последствия Крещения Руси

конечно, разнообразны.

Но заимствование византийских образцов привело к двум вещам, ранее незнакомым Руси:
- смертная казнь (ранее были штрафы - вира, которую кн. Владимир безуспешно пробовал отстаивать перед лицом греческих епископов);
- рабство соотечественников.

До рубежа 10-11 веков рабами на Руси могли быть только пленные иноплеменники ("челядь"). Теперь появились "холопы".

"Черты различия холопов и челяди отчетливо проступают в письменных памятниках, в том числе и в Пространной Правде. Следовательно, нельзя смешивать холопов с челядью. Точно также нельзя смешивать поступление в холопы местных людей с пленением иноземцев с их обращением в рабство. Разные источники происхождения холопства и челядинства по-разному влияли положение холопов и челядинов в древнерусском обществе, обеспечивая первым некоторые бытовые, экономические и юридические послабления и ставя вторых в очень жесткие и суровые условия.

Различие в статусе рабов-иноплеменников и местных невольников отнюдь не составляло специфики, присущей древнерусскому обществу. Аналогичные порядки замечаем и у других народов, например, у народов бассейна Конго существовала заметная разница в правовом положении рабов. При этом «чужеземцы, захваченные в войнах, были самой бесправной категорией».
В. В. Мавродин целиком принял данный тезис: «Источники различают 1) челядина и 2) холопа... Более позднее появление термина ”холоп" в источниках объясняется и более поздним применением его по отношению к определенной категории рабов. ’’Холопы” — рабы. Это ни у кого не вызывает сомнений. Но ’’холопы” — не ’’челядь”. ’’Челядь” — это полонянники, в древности иноплеменники. Холопы же вербуются из среды соплеменников, внутри данного общества и являются продуктом тех социальных процес которые идут именно внутри данного общества. Поэтому источники холопства иные... Среди источников холопства нет только одного — плена. И это понятно: пленный становился не холопом, а челядином».

Фроянов И. Я. Рабство и данничество у славян. Спб., 1996, сс. 258-259.


Возможно, в западном мире церковь смягчила формы античного рабства (хотя прямо их не осуждала). Но в русской истории рабство зародилось и крепло прямо на глазах только что появившейся цервки - и без какой бы то ни было критики с ее стороны. Понимаю, что "после того" не значит "вследствие того". Но все же, все же, все же...

Кстати, в 15 веке греческие митрополиты импортируют в Москву еще и практику ослепления политических конкурентов ("Василий Темный" начал первый). Остается удивляться, почему у нас не прижились византийские евнухи и практика опять же политической кастрации ненужных принцев.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →