диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Война и клир

в журнале "Еsquire":


В любой многовековой исторической религиозной традиции со временем появляются две школы богословия – богословие любви и богословие ненависти. Есть буддистские проповедники, оправдывающие насилие над бирманскими мусульманами-рохинья. Есть иудейские книжники, рекомендующие убийственный обряд «пульса-де-нура». Есть и христианские проповедники, красиво говорящие о «пути меча».
В итоге современный адепт легко может найти в своей традиции авторитетные имена, тексты, примеры, оправдывающие его собственные фобию и агрессию. Но при этом хорошо бы адепту, избравшему школу ненависти, помнить, что это именно его выбор. Подбор любимых цитат, анекдотов, песен, баек говорит прежде всего о выбирающем. К сорока годам человек сам в ответе за свое лицо и за свои политико-религиозные вкусы. Даже если «учили всех», становиться отличником вовсе не было обязательным.

В современном западном мире «школу ненависти» принято держать «в черном теле». Принято со стыдом и отмежеванием вспоминать: «да, бывало у нас и такое», обязательно добавляя: «но наш Учитель все же учил другому и мы сегодня тоже уже другие».

Но в этом майнстриме в 2012 году образовалась противоположная струйка: воспользовавшись скандалом с Пусси Райотс, московский патриарх Кирилл дал своим адептам разрешение на публичную демонстрацию ненависти и на применение силы против «обидчиков». Уже не в маргинальных листовках, а во вполне официальных церковных медиа стали появляться пулеметные очереди из цитат древних Святых Отцов про то, как надо освящать свои кулаки ударом по рылу еретика.
Кроме того, уже к середине 90х выход православных риторов в публичную сферу обнаружил, что им скучно говорить о Христе. Да и вроде об этом уже все сказано, а добавляя новое, можно прослыть еретиком и модернистом. Поэтому лучше обличать ереси и заговоры против России.

В путинские годы тема вездесущих врагов, которые столетиями изводили Святую Русь, стала официальной и в госпропаганде. И тогда уже готовый продукт тех самых церковных риторов оказался хорошо продаваемым. Кому? - Главным спонсорам. А учитывая, что единственным спонсором всего и вся в современной России стали государственные чиновники и столь же державные олигархи, тексты, переводящие хэйт-речи вечернего соловья на церковнославянский язык, стали хорошо окупаться. Административный и денежный ресурс государства стал всестороннее вкладываться в укрепление обретенной духовной скрепы.

Стороны благодушно сошлись на том, что «служение Отечеству» прощает все грехи и находится по ту сторону добра и зла. Вспомним, как у создателя машинки смерти Михаила Калашникова Господь перед смертью пробудил совесть – но патриарх Кирилл тут же выдал ему публичную индульгенцию. Это было нечто беспрецедентное: церковь всегда поощряет покаянные шевеления совести, а тут голос высшего иерарха на эту совесть шикнул. При этом в иных контекстах те же церковные риторы готовы даже ссылаться на академика Сахарова (много раньше Калашникова раскаявшегося в создании оружия, правда, так и не примененного) и говорить, что техника и наука должны быть под контролем морали и веры.

Кроме того, оказалось, что у всех сторон церковно-государственной «симфонии» нет банального вкуса. То есть ощущения «вот этот штришок – уже лишний». Взаимодействие должно быть Учет мнения верующих людей – тоже. Наличие веры (и рясы) не должно быть фактором, поражающим гражданские права, в том числе и право высказывания по политической повестке. Но надо же и меру знать!

24 мая 2011 патриархия в лице В. Р. Легойды предложила мне «разогреть» молодежь, которая должна была приветствовать патриарха в день его именин на Красной площади. Оказавшись в потоке молодежи, ранним утром будничного вторника идущей на молебен, я не мог поверить своим глазам и стал донимать ребят вопросом – «а чёй-то вы тут делаете?». Ответ оказался прозаичен: «а нам обещали автомат по физре поставить».
Нужен ли христианской вере сгон студентов на такие молебны и на лекции епископа?

А потом – больше. Православные школы превращаются в кружки военно-патриотического воспитания. Автомат вместо Евангелия, а Евангелие - лишь в объеме, необходимом для исполнения приказов командира. Активнейшее участие в насаждении Культа Победы (а ведь в 4 веке, напротив, церковные иерархи настояли на том, чтобы из зала заседаний римского сената была убрана статуя Победы).

При этом в массы идет совершенно мифологизированная версия той войны, согласно которой некий ливанский митрополит вразумил Сталина облетать фронты с чудотворными иконами, а вклад церкви в победу превышал вклад ВКП (б). Белгородский митрополит Иоанн договорился до того, что поражения Красной армии в 41 году были вызвано тем, что нацисты применяли оккультное оружие, против которого некрещеные комсомольцы были бессильны. И лишь когда в бой пошли одни старики (крещеные при царе-батюшке), мы победили.

В общем, в ответ на политический запрос власти – «мне нужны аргументы в пользу психологической мобилизации второй нефти», церковь ответила: «их есть у меня!». Самые светские конфликты она готова наделить статусом «священной войны». (И это я не только про современную сирийскую войну. В те годы, когда Наполеон ничем не угрожал России, но, напротив, русские армии сражались и гибли далеко в Альпах, Богемии и Прейсиш-Эйлау, Святейший Синод «на основании данного ему 6 декабря Именного указа» честил Бонапарта Антихристом и Лжемессией, обвинял в приобщении к мусульманству в Египте и в почитании "великого сангидрина еврейского", именовал "тварью с совестью сожженной и достойной презрения" (циркуляр 20 февраля 1807 г.).

И когда госмашина, не удовлетворившись словесным обличением заграничных неправд, перешла к поиску и арестам внутренних врагов, в число которых попали иеговисты и баптисты, патриархийные спикеры не нашли ни слова в защиту гонимых.
В очередной раз стало ясно: князья церкви говорят о свободе совести, лишь если ущемляются их интересы. Но едва они сами оказываются рядом с властью, как тут же начинают науськивать ее на своих критиков и конкурентов. В них же самих нет элементарного аскетизма – даже те из них, которые могут отказаться от мясной котлеты, не умеют не обжираться властью. Таинство чужой свободы им незнакомо и ими неуважаемо.

Оттого не стоит доверять мему перестроечной поры: «в церкви плохому не научат». Всё сложно в нашем мире. И в пивнушке можно услышать мудрый совет. И в церкви можно стать объектом циничной манипуляции. Посему, входя в храм, надо снимать шляпу, а не голову. А общество не должно соглашаться с табу на критику церковной жизни и пропаганды.

https://kiozk.ru/article/esquire/vojna-i-klir
https://esquire.ru/articles/148024-voyna-i-klir-chem-vera-v-boga-otlichaetsya-ot-fanatizma-obyasnyaet-protodiakon-rpc/#part1


***
Циркуляр Синода от 20 февр. 1807 г.:

"Неистовый враг мира и благословенныя тишины Наполеон Бонапарт, самовластно присвоивший себе царственный венец Франции и силою оружия, а более коварством распространивший власть свою на многие соседственные с нею государства, опустошивший мечом и пламенем их грады и села, дерзает, в исступлении злобы своей, угрожать свыше покровительствуемой России вторжением в ее пределы, разрушением благоустройства, коим ныне она единая в мире наслаждается под кротким скипетром Богом благословенного и всеми возлюбленного благочестивейшего государя нашего Александра Первого, и потрясением православныя греко-российския церкви, во всей чистоте ее и святости в Империи сей процветающия… Всему миру известны богопротивные его замыслы и деяния, коими он попрал закон и правду… Еще во времена народного возмущения, свирепствовавшего во Франции во время богопротивной революции, бедственный для человечества и навлекшей небесное проклятие на виновников ея, отложился он от христианской веры, на сходбищах народных торжествовал учрежденные лжеумствующими богоотступниками идолопоклоннические празднества и в сонме нечестивых сообщников своих воздавал поклонение, единому Всевышнему божеству подобающее, истуканам, человеческим тварям и блудницам, идольским изображением для них служившим. В Египте приобщался он к гонителям церкви Христовой, проповедовал алкоран Магометов, объявил себя защитником исповедания суеверных последователей сего лжепророка мусульман и торжественно показывал презрение свое к пастырям святой церкви Христовой… Наконец к вящему посрамлению оной, созвал во Франции иудейския синагоги, повелел явно воздавать раввинам их почести и установил новый великий сангидрин еврейский, сей самый богопротивный собор, который некогда дерзнул осудить на распятие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа – и теперь помышляет соединить иудеев, гневом Божием рассыпанных по всему лицу земли, и устремить их на испровержение церкви Христовой и (о дерзость ужасная, превосходящая меру всех злодеяний!) – на провозглашение лжемессии в лице Наполеона...»

В конце воззвания, после разных грозных проклятий и угроз, заимствованных из «Второзакония», еще раз повторено то же самое:

«...Отринув мысли о правосудии Божием, он (т. е. Наполеон) мечтает в буйстве своем, с помощью ненавистников имени христианского и способников его нечестия, иудеев, похитить (о чем каждому человеку и помыслить ужасно!) священное имя Мессии: покажите ему, что он – тварь, совестью сожженная и достойная презрения...»

(см. Н. К. Шильдер. Император Александр I, его жизнь и царствование. Том 2. Спб., 1897, с.156)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →