диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

РПЦ МП (К)

К. - это Кочеткова.

Есть такая секточка внутри РПЦ МП. Кочетковцы презентуют себя как братство интеллигенции, как либеральное крыло русского православия. Увы, с первых же шагов своего существования эта структура обрела черты тоталитарной секты, где непогрешимый гуру это Кочетков.

Это широко известный секрет. О нем немало горьких слов сказал Михаил Зеленый.

Однако особые нравственные оттенки Кочетков и его секта получили в пору нынешнего понтификата.

Кочетковцы знают, что в православном мире их не любят. Но Юра Кочетков был иподиаконом ректора Ленинградской семинарии архиепископа Кирилла. В начале 90-х владыка Кирилл создал при своем ОВЦС подотдел по катехизации, куда привлек Кочеткова и Копировского.
С избранием патриарха Кирилла у кочетковцев появился весьма значимый покровитель. Чтобы не потерять его благорасположения, они сдали в архив свою патентованную христианско-интеллигентскую совесть.

Кочетков, Копировский, их сайт и «братства», их газета и конференции ни словечка не промолвили по поводу революции в нравственном богословии, которую патриарх устроил в 2012 году в связи с арестом п.р.

Себя они позиционируют как движение христианской интеллигенции. На их знаменах написаны слова о свободе и творчестве. Но это не более, чем слова. Ни одно высказывание официального Чаплина, не говоря уже о патриархе, не вызвало их несогласия. На государственные преследования иеговистов и протестантов в России их чуткая экуменическая и интеллигентская совесть не отреагировала. Анафемы Константинополю Кочетков лично поддержал. В общем, кочетковцы явили пример абсолютного сервилизма.

Как и у любой современной тоталитарной секты, у них есть фронтмены - известные люди, не гнушающиеся публичной дружбы с ними. На них, понятно, не распространяются внутренние обременения, им говорят комплименты и даже позволяют иметь свое мнение.

К числу таких фронтменов относились два преподавателя Спб Академии - доцент архим. Августин Никитин и профессор прот. Георгий Митрофанов.

О. Августин позволял использовать свое имя в качестве члена какого-то, кажется, попечительского совета в кочетковском Филаретовском институте. А о. Георгий был френдли по отношению к петербургской общине кочетковцев, которая молилась именно в его храме. Их сблизила тема изучения истории новомучеников и о.Георгий стал даже читать спецкурс в Филаретовском институте.

Но вот поссорились Доцент с Профессором (см. https://diak-kuraev.livejournal.com/2661988.html).

Ректор Академии, как бы ему это ни было неприятно, все же нашел возможность высказать осуждение в адрес архим. Августина (см. https://diak-kuraev.livejournal.com/2669340.html).

Ректор Филаретовского института опять не заметил, что именно современность (а не история) предлагает именно ему (а не кому-то другому) сделать определенный нравственный выбор. И хотя в самой кочетковской среде звучали голоса о том, что уместно было бы высказать слово поддержки в адрес Митрофанова и, пожалуй, вывести Августина из состава Попечительского Совета Института, "ректорское совещание" под руководством Кочеткова решило сделать вид, что ничего не произошло, а если и произошло, то их не касается.

Похоже, у Кочеткова решили - раз Митрофанов не ставит руководство Академии перед необходимостью выбора "или я - или Августин", то и им тоже выбирать не приходится. Все останется как было. Но они не учли два обстоятельства:

1. Для Митрофанова Академия - это его судьба и жизнь, а присутствие кочетковцев в его храме это для него факультатив и даже скорее обременение.

2. В отличие от ректора Академии епископа Силуана не-епископ Кочетков не встретился с о. Георгием и даже не позвонил ему.

В итоге выбор сделал сам Митрофанов. В минувшее воскресенье он предложил кочетковцам побеседовать с ним после службы. На этой беседе он сказал, что покидает Филаретовский институт и впредь отказывается участвовать в каких-либо кочетковских мероприятиях. При этом он по-прежнему будет рад видеть членов "братства" в качестве обычных своих прихожан.

Эта история интересна еще и неожиданным союзом РНЛ и кочетковцев: всегдашние оппоненты тут решили, что нравственная правота на стороне Августина.

Такое совпадение заставляет задуматься: перед нами не личные «терки», а проблема для серьезного этического анализа. Может быть, и Спб Академия более внятно обозначит свое отношение именно к нравственной стороне позиции Августина, обнаружившейся на Рождественских чтениях?

Ведь предыдущее ректорское совещание высказалось малость не о том, что сделал Августин тогда. На Рождественских чтениях он ведь прямо не обвинял Митрофанова в убавлении своей преподавательской нагрузки. А главное - там (на ректорском совещании) тоже не прозвучало внятной оценки именно выступления архим. Августина. Так что - так все-таки можно обращаться с коллегами?

А с кочетковцами все ясно: с этической точки зрения это органичная часть грустного МПшного пейзажа. Все тот же Автомат Калашникова, хотя и собранный на мебельной фабрике.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments