диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Битва в Твери

Независимо от отношения к кочетковцам, тут весьма интересные "полевые наблюдения" над нашим благочестием:



Мария Орлова:

В Твери проходит международная научно-практическая конференция по истории православных братств. А местные православные всячески демонстрируют, что само понятие братства им чуждо. Сегодня в кафедральном Воскресенском соборе чуть ли не митинг прошел - хорошо, что уже после литургии. Хотя мог бы и прямо посреди литургии случится.
Митрополит Тверской и Кашинский Савва сначала благословил служить литургию на русском, и отца Вячеслава Баскакова - сказать проповедь о православных братствах. Но тут истинно православная община собора решила занять оборону против «кочетковцев», и написала воззвание. Воззвание подхватили и расширили тверские батюшки, мало что знающие о братствах, но твердо усвоившие во времена владыки Виктора, что это «секта какая-то».
В общем, сам Савва, чтобы еще раз не оказаться в центре хейтерства из-за «настоящего православного» церковнославянского языка, ушел в отпуск. Литругия служилась на ЦСЯ, как обычно. На русском только Евангелие прочитали, и еще - сразу после евангельского чтения была проповедь, чтобы народ не забыл, о чем речь шла (а речь шла о мытаре Закхее, между прочим). Однако народ был настроен подраться за свои убеждения, и успокаиваться намерен не был. Наоборот, религиозный конфликт только раскочегаривался: и те, кто не знали о том, что «еретики» пришли, узнали. Старенькая монашка, прислуживающая в храме, в начале службы расцеловала отца Вячеслава Баскакова, поскольку знала его с юности, и очень ему сопереживала. А уже после литургии (между прочим, причастившись) она обзывала его «еретиком» и грозила кулаком. Как говорил Ян Гус старушке, подкинувшей полешко в костер, на котором его сжигали: «О, святая простота!»
Община Воскресенского собора боится, что собор захватят «кочетковцы», поставят настоятелем отца Вячеслава и заставят их молится на русском. Это, конечно, чепуха на постном масле. Да, скоро кафедральный собор переедет в отстроенный заново Спасо-Преображенский храм, и владыка думал отдать Воскресенский собор расположенному рядом Христорождественскому монастырю (хотя куда монастырю такая махина - одно отопление сколько стоит!). Но кажется, сейчас митрополит настроен оставить все как есть. Разве что священников, которые служили в кафедральном соборе в очередь, наделил своими храмами. Отец Георгий Белодуров получил Никитскую церковь в Затверечье, отец Михаил Беляев - кладбищенский храм Лазаря Четверодневного… Удивительно, но и батюшки, и прихожане недовольны.
Когда я приехала к Воскресенскому собору, прихожане, которых я помню с самого начала 90-х, по очереди давали интервью на неопознанную мною телекамеру. Я послушала, какие у них аргументы. «Епископ - самый главный, пресвитер - его представитель, а миряне должны молчать и ничего не решать, только слушаться». Любопытно, что при таком безусловном авторитете епископа Савву они сегодня предполагали подвергнуть обструкции. С предыдущим владыкой Виктором эти люди даже не пытались вступать в диалог, поскольку Виктор такие формы общения не любил. В соборе могли служить явные содомиты, и уже точно, мздоимцы - это никого не смущало.
А тут нынешний архиерей начал диалог с прихожанами, и прихожане решили высказать ему всю накопившееся у них во головах «богословие». «Богословие» это имеет изначально порочное происхождение. Когда в 1990-е люди, абсолютно забывшие религиозную традицию, начали активно воцерковляться, примеров православия перед глазами было немного. Древние темные старушки, которые сумели пронести народную веру сквозь годы гонений просто по причине своей простоты и темноты (отсюда «дресс-код» православных тетенек - платок и юбка в пол, именно от одежды деревенских старух позднесоветского времени). И попы с Западной Украины, ярким представителем которых был владыка Виктор - воспринимавшие себя как ремесленника-требоисполнителя, такого специалиста по бытовой магии для тех же деревенских старух (отпеть, покрестить, освятить, без лишней философии). Предыдущему митрополиту Тверскому и Каширскому Виктору «захожане» были нужнее, чем прихожане. И поэтому он боролся с местным православным братством всеми силами, произносил против них гневные проповеди, из которых тем, кто их слушал (а говорил Виктор очень невнятно, с сильным украинским акцентом), было понятно только то, «кочетковцы - это сектанты». Поскольку «богословие» 90-х подразумевает, что надо как можно меньше вдумываться и узнавать о чем-то подробнее, а читать можно только святых старцев и про чудеса, народ и не углублялся, что это за люди, которые иногда стоят в храмах с книжечками, и следят за ходом литургии. Очень большая часть прихожан стоит на литургии просто ничего не понимая, и принимает за благодать чувство физической усталости после непонятного действа. А эти, глянь, как не русские - понимать хотят!
История православных братств, которой посвящена открывшаяся в Твери конференция - это как раз попытка объединения мирян для большего понимания сути христианства. Для этого же - церковно-русский язык богослужения. Я была на такой русской литургии, когда ее служил владыка Савва: при том, что я знаю и люблю, как и сам митрополит, литургию на ЦСЯ, меня этот перевод ничуть не покоробил, все очен достойно и красиво. Православные всего мира служат на национальных языках, и только русские считают свой язык недостойным быть языком богослужения, используют искусственный язык, созданный Кириллом и Мефодием на базе староболгарского.
Ну да ладно, дискуссию о богослужебном языке можно вести бесконечно. А теперь хочу сказать о том, что считаю своей личной бедой. В Воскресенском соборе сложилась община людей, пришедших в Церковь тогда же, когда пришла я. Я часто ходила туда в начале и середине 90-х, и почти все лица постоянных прихожан мне знакомы с тех самых пор. Но никогда, НИКОГДА, эти люди со мной не здоровались! Помню как-то случайно поздоровалась с одним очень знакомым с виду мужичком на улице - так он в ужасе отшатнулся. Начала вспоминать, откуда я его помню, вспомнила, что в один храм с ним лет 10 хожу. Разговаривать, да еще как, эти мужички начинают только в одном случае. Несколько лет назад как-то ехала мимо Воскресенского собора, и решила зайти на службу, но была в брюках и без платка («Лучше ведь зайти в храм, чем проехать мимо из-за брюк?» - подумала я). И вот тут-то один нестарый прихожанин мужеска полу на меня наехал так, что слабо не показалось. «Бабы в портках и простоволосые» - вот основное зло, с которым надо бороться. А вы говорите, любовь, братство, познание Бога…
Subscribe

  • Еще одна война "многополярного мира"

    Жители Венесуэлы на референдуме в воскресенье поддержали притязания своей страны на богатый нефтью и полезными ископаемыми соседний регион Эссекибо.…

  • Русский след в Праге

    Мы туда приехали осенью 1973 года. А в 1974-м там произошло одно спорное событие, довольно редкое для Праги. В центре города был снесен целый…

  • До свиданья, не наша тетя

    "22 февраля 2022 года началась Специальная военная операция, которую предотвратить, избежать было невозможно. В этом я убежден. Ждать было нельзя. И…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 107 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Еще одна война "многополярного мира"

    Жители Венесуэлы на референдуме в воскресенье поддержали притязания своей страны на богатый нефтью и полезными ископаемыми соседний регион Эссекибо.…

  • Русский след в Праге

    Мы туда приехали осенью 1973 года. А в 1974-м там произошло одно спорное событие, довольно редкое для Праги. В центре города был снесен целый…

  • До свиданья, не наша тетя

    "22 февраля 2022 года началась Специальная военная операция, которую предотвратить, избежать было невозможно. В этом я убежден. Ждать было нельзя. И…