диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Секта Кочеткова на выезде в Твери

Редкий случай послушать свящ. Георгия Кочеткова предоставила Тверская митрополия.
С ее покровительства и с ее участием прошла конференция с невнятным названием «Личность в истории православных братств». Доклад Кочеткова был назван "Проблемы возрождения личности и личностности в постсоветской России (на опыте Преображенского братства)"

Уже из этих заголовков понятно, что речь идет о банальной фронтовой операции прикрытия. Так называются рекламные мероприятия сект не чужой для них территории. Мы придем к вам рассказать о любви, о погоде, о семье, но главное: мы будем хвалить себя и предлагать свой новояз. И привезем парочку карманных селебрити для того, чтобы сбавить градус возможной критичности по отношению к нам.

У термина "личность" есть своя долгая история. Это ключевой термин для православной богословия. Начиная с Филарета Московского русское "личность" считается заменой греческого термина "ипостась". В западных языках разные варианты звучания и дефиниций "персоны" идут непрерывным потоком со времен римской античности.

Ни для ипостаси, ни для персоны, ни для личности, пожалуй, нельзя найти общепринятых определений. Но теологи делают вид, что единомысленны с древними авторами, и что понимают, какой смысл те влагали в юзание этого слова.

Мастер-класс по проецированию современных западных смыслов в старые греческие слова - это статья Вл. Лосского "Богословское понятие личности". В целом опыт работы православных писателей с этим термином изложен в статье "Лицо" в 41 томе Прав. Энциклопедии.

Главное правило использования этого слова православным ритором: те же смыслы, что ты вложил в слово "личность", говоря о человеке, ты должен быть готов перенести на Бога. Для всего остального есть слово "индивидуальность".

Но все это прошло мимо Кочеткова. Для него как для приподъездной бабки, слово "личность" это синоним положительной характеристики с места работы. Сам по себе предмет их сплетен и забот еще не человек и не личность: "Мы тут сделаем из тебя человека!". "Если будешь слушаться нас, у тебя еше есть шанс стать личностью!"

Вот и для Кочеткова мир населен человекообразными шлакоблоками, которым он отказывает с личностном статусе:

"Христианин призван Богом стать личностью. Он постольку христианин , поскольку он личность. Не все мы сразу становимся личностью, даже уже ходя в церковь принимая крещение и причащаясь. Это еще никому не гарантирует личностность. Говорить о личности как это качество обретать и не терять это проблема... Личность это качество... Личностность без соборности это индивидуализм".




https://www.facebook.com/psmb.rus/videos/208559280288471/

(надо слушать его вводное слово с 18-й минуты, а потом доклад с 1 час 53 мин)

К богословской традиции понимания термина "личность" все это имеет только одно отношение: полного противоречия. В устах рериховца или атеиста это было бы нормально. В устах ректора якобы православного института это, мягко говоря, странно. (отмечу еще один его выверт: "Кафоличность всегда идет снизу". Вообще-то всегда считалось, что кафоличность в Церкви идет от Бога, сверху)

Но ведь с этим словом связана и иная конвенциональность. Личность - это важнейший термин современной этики и права.

Как и в богословии, главное условие работы с ним - лишение слова "личность" любых качественно-индивидуализирующих, а значит, выделяющих, моментов. "Права личности" - это права любой личности. Любого человека, независимо ни от каких особенностей его физиологии, судьбы, веры, образования и т.п. Статус личности в праве нельзя заслужить или получить. Право исходит из того, что любой им уже обладает.

Но "профессор" Кочетков с этим несогласен. Как стать "полноценным членом церкви" с его точки зрения может лишь тот, кто прошел промывку мозгов ("полную катехизацию" под его надзором), так и стать личностью может лишь тот, кто... ну, в общем, прошел все те же процедуры.

Теперь смотрим, зачем это нужно и почему речь идет не о философском дискурсе, а о тупой вербовке в свою секту:

1 тезис: факт рождения в человеческом сообществе не делает рожденного личностью.

2 тезис: личностью можно стать только возродившись в Святом Духе во Христе

3 тезис: это преображение можно получить только у нас, пройдя обучение по нашей программе

4 тезис: для преображенных личностей нет внешних атворитетов, но зато есть своя "братская" иерархия. Она подарит тебе "свободы", но она же ее у тебя заберет для твоего же блага:


"Сейчас у нашего народа нет авторитетов, нет своих общепризнанных бо́льших и старших, т.е. тех, кто может бескорыстно и правильно вести народ за собой к Богу и к себе, ввысь и вглубь, сохранять внутреннюю и внешнюю целостность народа, общества, церкви и государства, служить их воодушевлению и вдохновению. Всем надо дать понять, что без возрождения личностности найти таких людей будет невозможно, а без них нельзя будет ничего и никого лучшего выбрать для определения дальнейших путей устроения жизни в нашей стране. Ведь нужен же будет нам новый земской и церковный собор после векового лихолетья, после распада всех прежних связей и отношений, после переоценки всех количеств и качеств. Тридцатилетний опыт жизни в церкви и обществе Преображенского братства показал, что решив задачу миссии и катехизации, а затем устроения своей жизни на общинно-братских началах, становится возможным возрождение конкретных личностей во Христе и самого принципа личностности в церкви, а вместе с тем и в народе и обществе".


И все это не имеет никакого отношения к теме богослужебного языка. Кочетков критикует византийство. Но сам действует именно по византийски: навязывает своим адептам внешние знаки обособления и самоидентичности. Да, многие установления, праздники и посты в православие пришли как мундиры - чтобы отличать своих и держать их под контролем. "Кто там постится не в тот день? Анафема!" Еда вроде не главное? Но власть - главное! Но и у кочетковцев не иначе. Тема языка позволяет узнавать своих, вербовать симпатизантов на критике официоза и подставляться под заведомо неадекватную критику. Ну как в сказке про жопу старика Хэнка - "Вы критикуете нас за призыв мыть руки перед едой? Ах, с этим вы согласны? Но тогда вы должны признать и наш тезим о том, что Луна сделана из твердого сыра!"

Не в языке дело, а в гуруизме графомана Кочеткова.

Печально, что митр. Савва не увидел этой банальности в любимчике патриарха Кирилла.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мироздатель

    18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…

  • Вторая часть беседы про УПЦ

    18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…

  • Маша, дорогая, дай Бог

    тебе укрепления и утешения. И тебе, и детям. Упокой, Господи, душу о. Михаила. 18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 111 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Мироздатель

    18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…

  • Вторая часть беседы про УПЦ

    18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…

  • Маша, дорогая, дай Бог

    тебе укрепления и утешения. И тебе, и детям. Упокой, Господи, душу о. Михаила. 18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН…