диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Слово епископа о пререкаемой фреске

Всякий ненавидящий брата не имеет жизни
( 1 Ин., 3.15)

Костанайская епархия ликовала и радовалась, когда одно-за другим совершались великие события: праздник Рождества Христова, освящение прекрасного, самого красивого собора в Казахстане, в честь Иоанна Богослова в г. Рудный, прибытие святых мощей Преподобномучениц, великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, потрясающее торжество Крещенских праздников.

Казалось- бы, можно радоваться и готовиться к предстоящим делам, составляющим церковную жизнь. Но … мы живём в мире, который «во зле лежит» и противится всякому добру. Стало традицией бороться за всякое доброе дело, бороться за правду и право, за веру и любовь. Не исключением стала наша радость по поводу означенных важных событий- шквалом злословия они омрачены на страницах СМИ.

Общепринятые и разрешенные формы в строительстве храмов их оформлении, росписи и расположении подвергнуты некорректным насмешкам и домыслам. Вложение огромных средств, нечеловеческие усилия, бессонные ночи, пренебрежение своим авторитетом и временем – всё это подвергнуто сомнениям и критике людей, ничего не сделавших для строительства храма. С каким упоением сделаны ошибочные предположения и ошибочное их развитие!

Я, епископ Костанайский и Рудненский Анатолий, взываю к совести и гражданской позиции всех, кто участвует в этой неблаговидной травле достойных людей. В качестве аргументов свидетельствую вам о том, что выход в СМИ готовился не 24-го января после 22-х часов, а значительно раньше, – всё это время я работал у себя в кабинете, никто не обозначил мне даже намёка на предстоящие публикации?

Почему, несколько месяцев со времени появления росписи в соборе авторы статей не обращались с вопросами, даже во время интервью, во время чаепития в храме после богослужений и не попытались получить на них разъяснения?

Почему авторы статей обратились не к правящему епископу, а к секретарше присвоив ей титул «Секретаря Костанайско-Рудненской епархии» (см. газета «Время» 25.01.2012г.)? По-видимому, искали далеко не правду, а неквалифицированную информацию, что бы развить под видом правды свои личные замыслы. Авторам статьи спешу сообщить раньше « по возвращении в феврале» (газета «Время») – в нашей епархии пока ещё нет этой должности.

Относительно обращения к «известнейшему российскому богослову, протодиакону Андрею Кураеву» (газета «Время» 25.01.12г). должен заметить следующее: икона имеет в Православии канонические правила, которые поручены надзору епископа, а не диакона. Все особенности написания икон, живописи, стенописи, фрески, фотографии и т.д. согласовываются с архиереем, потому что любое изображение, выраженное светом и цветом, в пространстве и времени в простой или сложной композиции принимаются в церкви через освящение и благословение епископа.
В Московской Духовной Академии студенты изучают православную иконографию, среди них посчастливилось быть и мне. На основании этого спешу уверить вас, что канонического отступления в рассматриваемой росписи нет. Кроме того, художник по благословению архиерея пишет икону используя своё художественное мастерство, опыт и окружающие примеры. Известны случаи, когда Спасителя и Его святых апостолов изображают в виде китайцев, японцев, русских и других, при этом каноничность иконы не подвергается сомнениям.

Христос – Спаситель жил среди людей праведных и грешных, здоровых и больных, богатых и бедных, бесноватых и мудрых – всё это имеет место быть в росписи (икона Христа Спасителя при этом становиться частью росписи). Сейчас на иконах мы видим красноармейцев, расстреливающих невинных людей, даже бесов, искушающих Святых, но кланяемся не мучителям, а мученикам. Что касается опубликованной вами росписи: она не вызывает никакого сомнения в правомочности быть на указанном месте свода храма.
После окончания росписи и одобрения архиереем замысла художников совершилось освящение собора. Сейчас это место особого присутствия Божия. Сомневающимся хотелось бы привести слова из Священного Писания: - «Что Бог очистил – не почитай нечистым.» (Деян., 10.15)

Дорогие братья! Прошу вас, не превращайте добра в зло! Не становитесь на путь раздоров. Мне очень стыдно перед Сергеем Витальевичем, перед Мухамеджаном Мамаджановичем, перед художниками и всеми, кто вложил себя в строительство храма, потому что за доброе им воздаётся злое. Я прошу у всех прощения, желаю им помощи Божией в добрых делах, благодарю за доброту и терпение.

Призываю всех, кто почувствует за собой грех раздора, приводящий к разрушению взаимного доверия, сделать такожде и опубликовать это в СМИ.


Анатолий, Епископ Костанайский и Рудненский
26 января 2012 года.

http://www.kpeparhiya.kz/news/vsjakij_nenavidjashhij_brata_ne_imeet_zhizni_1_in_3_15/2012-01-26-198


Пресс-секретарь Казахстанской митрополии протоиерей Евгений Иванов как и епископ Анатолий, уверен, что в росписи собора нет никаких нарушений. Причем, его доказательства столь же казуистические, как и у епископа: «Согласно иконописным правилам, изображение можно идентифицировать при одном обязательном условии – НАДПИСАНИИ. Так что кощунством происшедшее не является». Под конец заявления казахстанский «голос церкви» разразился раздраженной репликой в адрес критиков фрески: «Как священнику, мне не вполне понятен интерес к росписи храма в Рудном людей, которые в этот храм не ходят и ходить не собираются. Кого или что размещать на стенах в том или ином церковном сооружении – решать православной общине... Это вопрос исключительно приходской».
http://www.nr2.ru/culture/369635.html#.TyKd1OePx88.livejournal
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →