диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Святой униат Фотий

Сегодня день его памяти (установленный очень поздно, спустя тысячелетие после его жизни). Ортоблогеры пишут, что это великий борец с папизмом и филиоквой.

На самом деле (как показал еще Ф. Дворник) это пример униата. Ведь в итоге он вошел в общение с Римом, который отнюдь не отрекся от того, в чем его обвинял Фотий.

Вот "Окружное послание" Фотия - первый список восточных претензий к Риму:

"Ибо замыслили они отвратить их (болгар) и отвлечь от истинных чистых догматов и безупречной христианской веры. И сперва переучили их неблагочестиво на субботний пост: ведь и малое из допущенных отступлений способно довести до полного пренебрежения догматом. А затем, оторвав от Великого Поста первую постную седмицу, совлекли к молочному питию и сырной пище и тому подобному объедению, распростерши отсюда для них путь преступлений и совратив со стези прямой и царской. Более того, пресвитеров, украшенных законным браком, - это те, кто сами являют многих дев без мужей женами, и женами, растящими детей, отцов которых нельзя узреть! - они, как "истинно Божий иереи", настроили их гнушаться и сторониться, рассеивая среди них семена манихейского земледелия и посевом плевелов (см. Мф 13:25) вредя душам, только-только начавшим прозябать зерном благочестия. ... Нельзя, говорят, иереям святить миром посвящаемых, ибо принято делать это лишь архиереям. ... вдобавок к упомянутым нелепостям сам священный и святой Символ веры, несокрушимо утвержденный всеми соборными и вселенскими постановлениями, покусились они - ох уж эти происки злодея! - подделывать фальшивыми умствованиями и приписанными словами, измыслив в чрезмерной наглости своей новшество, будто Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына".

Как видим, филиокве в конце списка обрядовых "искажений".

Но главное: ничто из этого Рим отнюдь не исправил, когда Фотий воссоединился с ним. И Фотий этого не мог не знать.

В 878 году Фотий обращается к папе Иоанну как к православному иерарху и просит прислать легатов. Самое обращение к папе как к православному иерарху , не оставляемое никакими условиями, и есть униатская политика. Тогда же папе пишет письмо император (безусловно, с ведома Фотия). И в этом письме к папе с просьбой о восстановлении Фотия были сказаны все нужные компоименты:

"В папском послании имп. Василию I содержатся одобрительные отзывы о том, что император признал Римскую Церковь главой всех Церквей и выразил готовность подчиниться ее авторитету" http://www.pravenc.ru/text/469686.html

Значит, все дело было просто в жажде власти над Болгарией. За годы, пока Фотий был в ссылке, Болгария вроде бы утвердилась за Римом, и собачиться с Римом стало не из-за чего.

А ведь пока не наступил болгарский кризис - как миролюбиво писал Фотий о тех же сюжетах:

"Поистине общее для всех, что всем необходимо соблюдать, и прежде всего то, что касается веры, где даже небольшое отклонение есть смертный грех, а есть нечто, заведенное у кого-то обособленно, нарушение чего для тех, кому это дано хранить, наказуемо, а для тех, у кого не принято, несоблюдение не влечет осуждения. И то, что установлено вселенскими и общими решениями, подобает соблюдать всем, а то, что кто-либо из отцов изложил особо или определил поместный собор, волю хранящих не выставляет суетной, но и несоблюдение этого неопасно для тех, у кого такого предания нет. Так, бриться для иных отеческий обычай, а у других отвергнуто даже соборными определениями – но нужно было высказаться осторожно, и мы высказались, а если бы прибавили еще и канон Сидского собора, то показались бы несносными и слишком назойливыми. Так, хранить [пост в] прочие субботы, кроме одной, для нас предосудительно, а другие постятся и больше, чем в одну, и предание полагает, что избегло порицания, преодолев канон обычаем и взяв верх. И нельзя найти в Риме пресвитера, связанного с женой законным браком, а мы научены возводить в пресвитерский чин и тех, кто устрояет свою жизнь в единобрачии, и усомнившихся принять от них причастие Тела Господня всячески отлучаем, приравнивая их к тем, кто узаконивает блуд и ниспровергает закон брака" (Послание папе Николаю https://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstantinopolskij/vtoroe-poslanie-patriarha-fotija-pape-nikolayu-1-epistula-290/) .


Напомню, что и ученики Фотия - Кирилл и Мефодий - именно в годы его откола приняли хиротонии в Риме.

(По сути я согласен с Фотием в его несогласии с Римом. Но просто сам Фотий их счел неважными).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 134 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →