На самом деле (как показал еще Ф. Дворник) это пример униата. Ведь в итоге он вошел в общение с Римом, который отнюдь не отрекся от того, в чем его обвинял Фотий.
Вот "Окружное послание" Фотия - первый список восточных претензий к Риму:
"Ибо замыслили они отвратить их (болгар) и отвлечь от истинных чистых догматов и безупречной христианской веры. И сперва переучили их неблагочестиво на субботний пост: ведь и малое из допущенных отступлений способно довести до полного пренебрежения догматом. А затем, оторвав от Великого Поста первую постную седмицу, совлекли к молочному питию и сырной пище и тому подобному объедению, распростерши отсюда для них путь преступлений и совратив со стези прямой и царской. Более того, пресвитеров, украшенных законным браком, - это те, кто сами являют многих дев без мужей женами, и женами, растящими детей, отцов которых нельзя узреть! - они, как "истинно Божий иереи", настроили их гнушаться и сторониться, рассеивая среди них семена манихейского земледелия и посевом плевелов (см. Мф 13:25) вредя душам, только-только начавшим прозябать зерном благочестия. ... Нельзя, говорят, иереям святить миром посвящаемых, ибо принято делать это лишь архиереям. ... вдобавок к упомянутым нелепостям сам священный и святой Символ веры, несокрушимо утвержденный всеми соборными и вселенскими постановлениями, покусились они - ох уж эти происки злодея! - подделывать фальшивыми умствованиями и приписанными словами, измыслив в чрезмерной наглости своей новшество, будто Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына".
Как видим, филиокве в конце списка обрядовых "искажений".
Но главное: ничто из этого Рим отнюдь не исправил, когда Фотий воссоединился с ним. И Фотий этого не мог не знать.
В 878 году Фотий обращается к папе Иоанну как к православному иерарху и просит прислать легатов. Самое обращение к папе как к православному иерарху , не оставляемое никакими условиями, и есть униатская политика. Тогда же папе пишет письмо император (безусловно, с ведома Фотия). И в этом письме к папе с просьбой о восстановлении Фотия были сказаны все нужные компоименты:
"В папском послании имп. Василию I содержатся одобрительные отзывы о том, что император признал Римскую Церковь главой всех Церквей и выразил готовность подчиниться ее авторитету" http://www.pravenc.ru/text/469686.html
Значит, все дело было просто в жажде власти над Болгарией. За годы, пока Фотий был в ссылке, Болгария вроде бы утвердилась за Римом, и собачиться с Римом стало не из-за чего.
А ведь пока не наступил болгарский кризис - как миролюбиво писал Фотий о тех же сюжетах:
"Поистине общее для всех, что всем необходимо соблюдать, и прежде всего то, что касается веры, где даже небольшое отклонение есть смертный грех, а есть нечто, заведенное у кого-то обособленно, нарушение чего для тех, кому это дано хранить, наказуемо, а для тех, у кого не принято, несоблюдение не влечет осуждения. И то, что установлено вселенскими и общими решениями, подобает соблюдать всем, а то, что кто-либо из отцов изложил особо или определил поместный собор, волю хранящих не выставляет суетной, но и несоблюдение этого неопасно для тех, у кого такого предания нет. Так, бриться для иных отеческий обычай, а у других отвергнуто даже соборными определениями – но нужно было высказаться осторожно, и мы высказались, а если бы прибавили еще и канон Сидского собора, то показались бы несносными и слишком назойливыми. Так, хранить [пост в] прочие субботы, кроме одной, для нас предосудительно, а другие постятся и больше, чем в одну, и предание полагает, что избегло порицания, преодолев канон обычаем и взяв верх. И нельзя найти в Риме пресвитера, связанного с женой законным браком, а мы научены возводить в пресвитерский чин и тех, кто устрояет свою жизнь в единобрачии, и усомнившихся принять от них причастие Тела Господня всячески отлучаем, приравнивая их к тем, кто узаконивает блуд и ниспровергает закон брака" (Послание папе Николаю https://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstantinopolskij/vtoroe-poslanie-patriarha-fotija-pape-nikolayu-1-epistula-290/) .
Напомню, что и ученики Фотия - Кирилл и Мефодий - именно в годы его откола приняли хиротонии в Риме.
(По сути я согласен с Фотием в его несогласии с Римом. Но просто сам Фотий их счел неважными).
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →