диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Архитектурное

"Когда смотришь на храм Христа Спасителя, сразу можно сказать, что это была за эпоха, какими чувствами люди руководствовались, возводя такой грандиозный и красивейший памятник".
https://www.interfax.ru/culture/696246

Так можно сказать разве что о камнях Стоунхеджа. А в письменных культурах есть другие способы более адекватного выражения мыслей и чувств.

Какими чувствами руководствовался тот, кто повелел построить этот хоам, проще всего узнать, прочитав его соответствующий манифест от 25 декабря 1812 года о построении в Москве церкви во имя спасителя Христа в ознаменование победы над Наполеоном.

А что касается мотивов подрядчиков и строителей, то ... люди разные. И, работая на стройке храма, каждый по разному видит смысл этой своей деятельности. Кто-то просто зарабатывает на хлеб, кто-то исполняет приказ, кто-то просто крадет что может.

Василий Суриков с горечью вспоминал давление цензуры: «Работать для Храма Спасителя было трудно. Я хотел туда живых лиц ввести, греков искал. Но мне сказали: если так будете писать - нам не нужно».Художнику предложили укоротить длинные бороды и шевелюры, которые были приняты на Руси, и тем самым придать европейский вид лицам византийских патриархов и епископов. Суриков вынужденно подчинился, хотя и сожалел, что полюбившиеся ему в картине Александра Иванова «Явление Христа народу» принципы жизненности и психологизма образов ему не удалось раскрыть из-за строгого надзора во «Вселенских соборах».Художник не скрывал от коллег, что писал фрески так, как требовали: «Мне нужно было денег, чтобы стать свободным и начать свое». За двухлетний труд на хоpax он получил сумму в 10000 рублей.

Кроме того, можно ведь и поискать, что на самом деле думали об этом храме люди "той эпохи". Художник Василий Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра». А в изданной в 1916 году статье «Два мира в древнерусской иконописи» Евгений Трубецкой писал: «Одним из самых крупных памятников дорогостоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».

Время строительства - 1837-1883 годы. Что это была за эпоха? Действительно ли тоновский храм - это ее душа, лицо, смысл?

В эти годы умещается все творчество Достоевского. Все романы Льва Толстого (кроме "Воскресения").

На это время пришлась Крымская война, покорение Кавказа, подавление европейских революций русскими войсками.

Может, облегчить школьные курсы? И говорить в них только о храмовой позолоте?

Но есть исключения: строящийся военный храм цвета хаки - это действительно символ путинской эпохи.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →