диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

С Ипатией все оказалось сложнее

Единственный хронист, современный событию, Сократ Схоластик, о ее гибели пишет так:

"В Александрии была одна женщина, по имени Ипатия... Она очень часто беседовала с Орестом, то ее обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими голосами под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили ее с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, умертвили черепками, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской Церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову". - Сократ. Церк. история 7,15.



Увы, русский перевод оказался искажающим текст Сократа. По переводу выходит, что Кирилл скорбел о том, что его паства поступила не по евангельски.

Однако, «скорбь» — это некорректный перевод греческого слова μῶμος, «хула, порицание, позор». В латинском переводе стоит probrum с тем же смыслом хулы и срама.

Значит, фразу Сократа Схоластика Τοῦτο οὐ μικρὸν μῶμον Κυρίλλῳ καὶ τῇ Ἀλεξανδρέων ἐκκλησίᾳ εἰργάσατο лучше перевести так: «Это навлекло немалую хулу не только на Кирилла, но и на Александрийскую церковь [в целом]».

То есть Сократ ничего не сообщает о реакции Кирилла на убийство и тем паче о его пастырской скорби. Если она и была - то только о своем плохом пиаре.

Св. Кирилл очень не любил св. Иоанна Златоуста. Но вот в чем они были похожи - оба спокойно смотрели на преступления своей паствы (Иоанн - на сожжение семей готов-ариан в их собственном храме). От обоих дошли многие тома их речей. И ни в одном из них нет ни строчки, осуждающей именно эти убийства.

Что причинило немало "скорби" последующим апологетам.

Ну, а мне приходится отказаться от моей собственной былой апологии св. Кирилла Александрийского.

Нет, это еще не доказательство его прямого участия в этом убийстве. Это просто крушение единственного анти-доказательства.

Хотя позднейший хронист Иоанн Малала прямо его в этом обвиняет:


пять верхних строчек говорят о прямом разрешении Кирилла на казнь:

episcopo suo freti licentiam quidvis agendi sibi sumentes vivam cremiis combusserunt


https://books.google.ru/books?id=qiERAAAAYAAJ&pg=PA523&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=3#v=onepage&q&f=false

Конечно, Малала - антиохиец (там египтян не очень любили) и жил он почти сто лет спустя после событий. Но по его словам видно, какой "осадочек остался".

В самом Египте среди людей, подчеркнуто считавших себя последователями именно Кирилла (т.е. среди позднейших монофизитов) это убийство считалось подвигом благочестия (коптский епископ Иоанн Никиусский в конце 7 века открыто восхвалял убийцу Гипатии чтеца Петра как «превосходного во всех отношениях последователя Иисуса Христа (Chron. 84. 103)"

https://www.academia.edu/40630017/_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B8_%D0%B2_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%B8_%D0%B2_%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_Men_in_Black_early_christian_monks_in_the_mirror_of_pagan_criticism_RUSSIAN

Подробнее: And, in those days, there appeared in Alexandria a female philosopher, a pagan named Hypatia, and she was devoted at all times to magic, astrolabes, and instruments of music, and she beguiled many people through Satanic wiles . . . A multitude of believers in God arose under the guidance of Peter the Magistrate . . . and they proceeded to seek for the pagan woman who had beguiled the people of the city and the Prefect through her enchantments. And when they learnt the place where she was, they proceeded to her and found her . . . they dragged her along till they brought her to the great church, named Caesareum. Now this was in the days of the fast. And they tore off her clothing and dragged her . . . through the streets of the city till she died. And they carried her to a place named Cinaron, and they burned her body with fire". (John, Bishop. Chronicle 84.87–103).

Может быть, и А. Л. Дворкин исправит свои «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви»: "Многие историки обвиняют в этом Кирилла, но нет ни малейших доказательств того, что это убийство произошло с его ведома и одобрения. Скорее всего, нет, ибо, при всем своем горячем темпераменте, он был против ничем не спровоцированного самосуда толпы".

Во-первых, самосуд толпы наверняка был чем-то мотивирован (эти мотивы могут быть дикими, суеверными и т.п., но это мотивы). Тот же Иоанн Никиусский к более ранним рассказам об Ипатии добавляет ее характеристику как порочной женщине, которая посредством магического искусства совратила христианина Ореста в язычество. Увы, задолго до появления инквизиции такие народные самосуды над колдунами были в порядке вещей.

Во-вторых, даже Сократ полагает, что тут дело в политике (Ипатия мешала дружбе Кирилла с префектом). А это может быть тем самым мотивом (правда, не у толпы, с которой вряд ли фараон Кирилл делился своими сложностями, а у Кирилла).

В-третьих, у нас, оказывается, нет свидетельств о том, что "Кирилл был против". И вновь скажу: Кирилл Алекс.- человек публичный, почитаемый, много говоривший и писавший, причем многотомье его трудов прекрасно сохранилось. И то, что в этом многотомье нет ни строчки с осуждением "чтеца Петра", что-то важное говорит о реальном отношении св. Кирилла к этому убийству.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →