диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Отрава в Чаше

«До царя дошла весть, что могущественный государь того времени, грузинский царь Давид, состоявший в особенном договорном отношении к Византии, погиб насильственной смертью, и притом при исключительно редких обстоятельствах. Ему была поднесена отрава архиепископом Иларионом в св. причастии, причинившая Давиду мучительную смерть в Пасху тысячного года» (Ф. И. Успенский. История Византийской империи М., 1997, т. 2. с. 433). Между прочим, это тоже была борьба за автокефалию…

Матфей Эдесский (Маттеос Урхаеци) относит это преступление приблизительно к 985 году: «Спустя несколько лет некоторые знатные мужи задумали злое дело по отношению к праведному и благочестивому князю Давиду, намереваясь убить его. Эта злобная знать была подобна Каину и прочим убийцам. Кроме того, они убедили архиепископа Грузинского Иллариона присоединиться к ним в их зловещем плане. Этот Илларион распял Бога во второй раз, ибо он подмешал яд в животворные тело и кровь Христовы и тем самым обратил источник всякой жизни в источник смерти. После того, как он отслужил смертоносную обедню, он в присутствии Бога в церкви вложил в рот праведному князю порцию причастия, смешанного со смертельным ядом. Благочестивый князь Давид, знавший об этом, ничего не сказал, но, приняв противоядие, покончил с болью в теле. Однако злобный епископ Илларион упорствовал в своём дьявольском замысле и вошёл в спальню князя, в то время как благочестивый Давид спал глубоким сном. Затем, взяв из-под его головы подушку, он прикрыл ею рот Давида и, с силой набросившись на него, архиепископ безжалостно задушил праведного куропалата» (Хронография 1, 33.).

Армянский историк Аристакес Ластиверци говорит, что убийство было осуществлено воинами грузинского князя, которые подмешали яд в чашу для причастия, а затем задушили своего повелителя (http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Matfei_II/frametext11.htm)

Армянская княжна Парандзем подкупила священника и он отправил причастие для царицы (жены царя Аршака). В итоге новой царицей стала Парандзем:

Парандзем прониклась великой ревностью и злобой к Олимпии и искала случая, чтобы отравить ее. Но все ухищрения ее ни к чему не приводили, ибо та (Олимпия) была очень осторожна к своей особе, в особенности в еде и питье, и ела только те кушанья, которые приготовлялись ее служанками, и пила вино, которое ими очищалось. И когда никакой возможности не оказалось отравить ее ядом, тогда нечестивая Парандзем сделала своим сообщником некоего придворного иерея по имени Мрджюник из местности Аршамуник, Таронского гавара. Он совершил недостойное, никогда небывалое, несмываемое и незабываемое злодеяние, достойное вечных мук, невиданное, неслыханное, недостойное деяние совершил он, примешав к лекарству жизни яд смерти. Нигде, никогда, никем ничего подобного на земле не совершалось. К святому и божественному телу господнему, то есть к причастию, он примешал смертоносный яд, и иерей Мрджюник дал в церкви царице Олимпии это смертоносное (причастие) и убил ее. По злому наущению Парандзем, он, проникнутый злобой, исполнил ее желание. И этот лжейерей получил от нечестивой Парандзем в дар деревню Гомкунк в гаваре Тарон, откуда сам происходил" (Фавстос Бузанд. История Армении 4, 15)
http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Buzand/frametext42.htm

Аналогичный случай описан в "Хронике Быховца": В 1451 г. князь «Михайлушко» (Михаил Сигизмундович), находясь в Брянске, «собрал там немалое войско и с помощью Москвы пошел и захватил город Киев. И князь великий Казимир, собрав силы свои литовские, спешно послал своего дядьку Ивана Гаштольда», который «города Киев и Брянск возвратил Великому княжеству». «Михайлушко, услышав, что идет войско литовское... побежал из тех городов в Москву. И когда был он в одном монастыре и слушал обедню, игумен, который не любил его, дал ему в причастии (w dore) лютую отраву ядовитую. Он это быстро принял и проглотил и здесь же пал и подох. И игумен, боящийся того, что так скоро умер, и сам вкусил и тут же умер. Таков был конец Михалуйшке Зигмонтовичу» A Michayłuszko usłyszał, szto woysko litowskoie idet, y on że ubojawsia y pobeżet z tych horodow k Moskwe. Y buduczy iemu u odnom monastyry y słuchaiuczy obedni, ihumen ne lublasze ieho y dast jemu welmi lutuiu otrawu jadowituiu w dore, y on skoro ukusił y zjeł, y tut że pał y zdoch. Y ihumen, boieczysia toho, szto tak wborzde umerł, y sam wkusi, y tut że umre; y tak sia konec stał Michayłuszku Żygimontowiczu (ПСРЛ т.17 стр 542).
См. также https://www.allmonarchs.net/pmwiki/index.php/Правители/МихаилСигизмундович

В западном мире помнят, как 8 июня 1154 г. в Йорке умер архиепископ Вильям Фиц-Герберт. Ходили слухи, что он был отравлен, причём яд был помещён в потир, из которого архиепископ причащался во время мессы.

Мне доводилось читать про отравления римских пап. После того, как один из пап был отравлен ядом, намазанным на край Чаши, другие стали пить из Чаши через золотую трубочку. Но где читал уже не помню. (что-то есть тут https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 225 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →