диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Массовые соборования при эпидемии

В. Легойда успокаивает:
"все меры предосторожности в храмах приняты: иконы (киоты) протираются дезинфицирующим раствором, священники призывают паству в случае недомогания оставаться дома и т.д.".

А точно - все меры?
В 70-е годы 20 века украинцы принесли в храмы России моду на неоднократные массовые соборования Великим Постом.

("После XVII века общее Елеосвящение стало особенностью богослужения крупнейших соборов — например, Успенского собора Московского Кремля, — где это священнодействие вплоть до 1917 года продолжало совершаться раз в году, в Великий четверг. Практика совершения общего Елеосвящения только единожды в году, после утрени Великого четверга — обычно вечером в Великую среду — сохранилась и в зарубежных приходах русской традиции, а также в некоторых храмах в России. В частности, в храмах РПЦЗ общее Елеосвящение сохранило характер исключительно архиерейского священнодействия. Однако во 2-й половине XX века в Русской Православной Церкви широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но и на других седмицах Великого поста, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями" http://www.patriarchia.ru/db/text/2674617.html?fbclid=IwAR20lU0KXx_Lm8gRIlf9nbBL1DB1tH-QoTL0D43JaCJi-1KaDD4IaVFxmZA.

Типиконом это не предусмотрено, так что отмена этой требы не будет нарушением Устава.

В словам ап. Иакова эта требка не имеет никакого отношения. У апостола Иакова над одним больным вместе молятся несколько священников: "Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним".

В наших мегаполисах при массовом соборовании в храме на одного священника приходится несколько десятков помазуемых. Степень их болезненности весьма различна. Но для здоровых в 19 веке была придумана новая мотивация: мол, так можно получить прощение забытых грехов.

О странностях этой моды пишет даже Православная Энциклопедия: "В XX в. классическое православное богословие таинства Елосвящения не получило какого-либо специального развития, хотя некоторые его аспекты требуют дальнейшего осмысления, в т. ч. по причине широкого распространения в РПЦ в конце XX века практики совершения общего Елеосвящения не только в Великий четверг, но и вообще в Великий пост (или даже и в другие многодневные посты) и не по особому чину, как в старой русской (и современной греческой монастырской) традиции, а по обычному чину Елеосвящения".
http://www.pravenc.ru/text/189773.html

Все, что обещает исцеление, популярно. Поэтому еженедельное массовое соборование стало важным источником дохода не только для общеприходской кассы, но и конкретно для священников, порой с других приходов приглашаемых для совершения этой требы.

Вот, например, график соборований в храме, куда только сегодня патриарх прислал нового настоятеля:

Расписание соборований
10 марта (вт) - 08:00
15 марта (вс) – 16:00
22 марта (вс) – 16:00
24 марта (вт) – 08:00
29 марта (вс) – 16:00
http://www.evfrosinia.ru/index.php/bboard/5-bboard/3992-2020-03-09-22-18-19.html


Приходят на эту хилерскую требу нередко люди, далекие от обычной церковности.

Посмотрим на это глазами эпидемиолога. Поскольку помазуются грудь, лицо, руки; люди стоят полураздетыми. Чтобы не было опасных сквозняков, окна и двери закрытого помещения (храма) держатся плотно закрытыми. Треба длится порядка двух часов. Верующие стоят плотными рядами, между которыми ходят священники и одной и той же кисточкой прикасаются к лицу и иным частям тела. Заказчики требы в основном пожилые люди, то есть относящиеся к группе риска короновируса.

То есть создаются идеальные условия для заражения.

Так неужели нельзя в этом весеннем сезоне обойтись без этих хилерских мероприятий?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →