диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

От чего нас спас Спаситель?

иеромонах Нектарий Морозов:

"Меня не удивляют воинствующие атеисты, просто неверующие люди или верующие "во что-то", считающие, что храмы обязательно нужно закрыть на время карантина, в крайнем случае, ограничить количество единовременно находящихся в нем прихожан до 10 человек, как на Украине. Это в условиях неопределенности и нарастающей паники до известной степени закономерно. Но я решительно не понимаю тех православных христиан, которые настаивают на том же. И больше того на самом деле: никак не могу их считать христианами в принципе".

***
Если бы такой текст появился в середине 1 века - он был бы логичен и понятен.

Но прошедшие 20 веков очень больно и очень убедительно показали: не бывает таких бед и злоключений, которые обходили бы христиан стороной.

Наши благочестивые царства рушились. Крестоносные армии громились и пленялись. Грандиозные храмы (в том числе те, где прохожили Вселенские соборы) превращались в руины. Храм, который построил преподобный Сергий, был сожжен в декабре 1408 года Едигеем. Целые поместные церкви заметало погребальным песком. Апостольские послания терялись, равно как и грамоты тех самых Вселенских соборов. Святые Дары плесневели и просто выбрасывались. Те, кто искали спасения в храмах, вместе с храмами и сжигались. Святители, возглавлявшие молебествия против заразы, от это же заразы и помирали. Высшие церковные посты оказывались в руках еретиков и извращенцев. Церковная кафедра становилась трибуной для политических спекуляций: не было такого земного блядства, которым не болела бы и Богоучрежденная церковная иерархия.

Продолжительность земной жизни христиан и даже святых не отличалась от жизни их соседей. В Патериках на соседних страницах "Я взял юношу к себе в пещеру; проживши иноком семь лет, скончался" и - "Об авве отшельнике Марке разсказывали,что он в течение шестидесяти девяти лет вел такой образ жизни".

Эпидемии выкашивали и города и монастыри. Семьи священников распадались. В священнических благочестивых семьях рождались генетически больные дети. Подвижники хоронили своих детей. Христианский брат восставал на христианского брата.

В иных ситуациях тот же отец Нектарий будет осаживать избыточные ожидания своих собеседников и пояснять: Бог свободен; Он лучше знает, что нам полезно; надо принимать Его волю, даже если она нам не по вкусу, и потому нельзя быть уверенным в том, в обмен за поставленную свечку ты получишиь пятерку,.. прекращение уголовного дела... освобождение от налогов... большие деньги... здоровых и послушных детей, исцеление...

Во всех этих бедах и обстояниях можно увидеть повод для молитвы. Но не может христианский пастырь гарантировать неизменно положительный ответ Бога на все рекомендованные им молитвы. Если он это будет делать, а обещанные земные блага все же не придут - пастырю ведь могут и морду побить. И не только ему, но и его коллегам.

Тот, кто во время мора начинает цитировать "аще что и смертное испиют, не вредит им", рискует нарваться на тестирование: на, батюшка, пей, покажи нам пример. Причем предложат вовсе не потир.

Поэтому в семинариях учат переводить разговор с земной конкретики на райские или адские перспективы: Бог спасает нас от сатаны ради вечных благ, что будут поданы верным после земной смерти.

В общем, мой совет: пусть о.Нектарий предложит свою модель религиозного соиысмления падения православной Российской империи - и перенесет все сказанное на эпидемию. Почему Тот, Кто не спас корону от вируса масонства, считается обязанным спасти от короновируса?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 253 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →