диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

К вопросу о былой абхазской автокефалии

Абхазские раскольники (Дорофей и пр.) любят говорить о древней автокефалии Абхазии. При этом они как ловкие шулеры не дают заметить, что слово «автокефалия» радикально изменило свой смысл за прошедшие столетия.

Выписки из книги:

Анастасий Пападакис (при участии прот. Иоанна Мейендорфа). Христианский Восток и возвышение папства. Церковь в 1071-1453 годах М., ПСТГУ, 2010.

В середине 13 столетия многие из кафедр на Пелопонессе были упразднены или просто присоединены к другим вдовствующим или же более жизнеспособным в финансовом отношении епархиям. Нередко это сопровождалось либо понижением, либо повышением статуса кафедры. Митрополит или автокефальный архиепископ легко могли утратить свое положение и оказаться в должности всего лишь викарного архиерея С. 295

В 1219 году Сербская церковь была признана автокефальной; первым архиепископом стал Савва. Независимость новоучрежденной самоуправляющейся сербской церкви ограничивалась лишь одним условием: в поминальных диптихах имя патриарха должно было стоять на первом месте – «В первых помяни, Господи…». с. 312 и 369.

Титул «автокефального архиепископа», полученный Саввой, обычно означал предстоятеля, независимого от местного митрополита и назначаемого непосредственно императором (или патриархом). К началу 14 века в юрисдикции Кпльского патриархата насчитывалось 26 автокефальных архиепископов. Архиепископ по рангу стоял ниже митрополита и не имел в своем подчинении других архиереев. С. 369.

Блаж Феофилакт Болгарский (Охридский) считал себя главой автокефальной архиепископии – «Каким правами в болгарской земле обладает патриарх Кплский, тот кто не имеет ни власти рукополагать кого-либо, и ни каких-либо привилегий в этой стране, где есть автокефальный архиепископ?» с. 354. Но сам он был именно назначен в Охрид из Кпля. Оправдание своей автокефалии он видел в том, что в былые века еще до прихода славян на Балканы на этих землях имп. Юстиниан создал независимую архиепископию Юстиниана Прима (535 год)



***

Итак, если сегодня автокефальная Церковь означает Церковь, которая сама избирает и посвящает своего предстоятеля и лишь уведомляет об этом другие Цекрви, то в Византии автокефальная митрополия или архиепископия составляла нормальную базовую структуру того Патриархата, в состав которого она входила.


И еще:

К 1220 году на венецианском Кипре уже не стало православных епископов, и духовенство довольно быстро перешло в подчинение к протоиерею; все хиротонии осуществлялись за пределами острова – с. 296

Дорофей же говорит, что священник Виссарион как не-монах и не-епископ не имеет права руководить другими священниками Абхазии…

И тут одно из двух: или бывший иеромонах Дорофей ничему не научился ни в МДА, ни в Греции, или же он, мягко говоря, вешает лапшу на уши тем абхазам, которые готовы его слушать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →