диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Бог умаляет Себя ради человека

Наверно, слова Владимира Лосского о том, что "в Боге надо увидеть нищего, просящего подаяние любви на пороге человеческой свободы", стали мемом и символом веры для того племени московской интеллигенции, в составе которого и я проходил свой жизненный путь (и для которого миссионерствовали митрополит Антоний и о. Александр Мень).

Кеносис. Бог вверяет Себя человеческой свободе. И не только до Голгофы.

Свое Слово Он доверил рукам человеческих переписчиков. И они что-то теряли, что-то дополняли и домысляли, что-то даже вычеркивали. И переводили в меру своего (не)понимания. И, конечно, человеческие руки вкупе со стихиями рвали, сжигали, топили, гноили священные манускрипты.
Тем более беззащитно Его Слово перед азартом толкователей Его воли вообще и Его Писания в частности.

Можно ли сказать, что Тело Христа более защищено от людей, чем Его Слово?

Весьма многим клирикам знакома такая сценка: епископ (настоятель) благоговейно причащается Телу и Крови Христа - и тут же начинает орать на сослужителей и алтарников (и хорошо, если без мата). Вкусил Тело Христово - скушал просфорку и попа. Как сказал мне один Преосвященный: "епископ должен уметь любого довести до инфаркта за три минуты".

Замечу, что богословски То, что в Чаше, неотличимо от тех, кто к Ней приобщается. Литургическое собрание призвано стать Телом Христа. Эпиклеза (просьба о Даре) одинакова: "Ниспосли Духа Твоего Святага на нас и на предлежащие дары сия". "Сие есть Тело Мое" относится и к освящаемому хлебу, и к христианам (Церкви).

Если сошествие Духа не делает причастников физически безболезненными и физически бессмертными (вспомним общепоповскую мечту о смерти в алтаре после причастия), то точно ли оно даст больше просфоре?

Христос и в Своей Чаше беззащитен. Чаша может быть расплескана человеческой неловкостью (а, бывало, что и намерением). Он может быть забыт в Чаше нерадивым священником - и заплесневеть.

Вы уже поняли, что вот в этой линии я и вижу ответ на вопрос - может ли человек заразить Чашу своим вирусом и через Нее свою немощь передать другому. В богословии кеносиса - может. Христос это не антисептик.

И потому для меня мысль и факт заражения священников и мирян на Литургии не является аргументом против веры во Христа и в Причастие.

И еще: история учит, что в храме, в церковной жизни легко заразиться земными инфекциями. Это я о политических вирусах.

Можно придти в христианское собрание в поисках Христа, а получить иньекцию националистической гордыни, агрессии, ненависти. Как вариант - вирус холуйства.
В церкви можно подхватить массу вполне языческих суеверий.

Ну вот никак нельзя сказать, что конкретные церковные собрания Бог хранит от ошибок и преступлений. "Всяко быват".

Так как же можно уверять, что банальный и безгрешный вирус холеры или гриппа не сможет передаться в этих церковных собраниях? Ведь вирус - это лишь одна из форм Богозданной жизни...

***
Известие Учительное:


Если перед освящением Святых Даров попадет в святую чашу муха, то ее надо вынуть, обвить в бумагу и сжечь.
Если же попадет паук, или что-либо ядовитое, то вино должно быть вылито в другой чистый сосуд, а в святую чашу влито другое вино и немного воды, при этом иерей говорит следующие слова: Един от воин копием ребра Его прободе, и абие… И так совершит обычно Литургию, после же совершения службы испорченное вино выльет в текущую реку.

Если это случится после освящения и иерею СТРАШНО ИЛИ МЕРЗКО будет попадшее вместе с Божественной Кровью проглотить, то тогда со всякой осторожностью, чтобы не капнуло никуда от Божественной Крови, должен вынуть попадшее, и трижды вином хорошо вымыть вынутое над другим потиром или чистым сосудом. Вино же это сохранить, а вынутое завернуть в бумагу, или в чистую тряпочку. И после совершения Литургии это попадшее вместе с бумагой или тряпочкой на каменной плите или чистом камне сжечь. Пепел надо вкопать под святой трапезой, или высыпать туда, где бывает умовение рук. Вино же то, которым омывалось попадшее, вылить в текущую реку. Если река находится далеко, то под престол, ископав ямку, где оно не будет попираться ногами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 508 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →