Кеносис. Бог вверяет Себя человеческой свободе. И не только до Голгофы.
Свое Слово Он доверил рукам человеческих переписчиков. И они что-то теряли, что-то дополняли и домысляли, что-то даже вычеркивали. И переводили в меру своего (не)понимания. И, конечно, человеческие руки вкупе со стихиями рвали, сжигали, топили, гноили священные манускрипты.
Тем более беззащитно Его Слово перед азартом толкователей Его воли вообще и Его Писания в частности.
Можно ли сказать, что Тело Христа более защищено от людей, чем Его Слово?
Весьма многим клирикам знакома такая сценка: епископ (настоятель) благоговейно причащается Телу и Крови Христа - и тут же начинает орать на сослужителей и алтарников (и хорошо, если без мата). Вкусил Тело Христово - скушал просфорку и попа. Как сказал мне один Преосвященный: "епископ должен уметь любого довести до инфаркта за три минуты".
Замечу, что богословски То, что в Чаше, неотличимо от тех, кто к Ней приобщается. Литургическое собрание призвано стать Телом Христа. Эпиклеза (просьба о Даре) одинакова: "Ниспосли Духа Твоего Святага на нас и на предлежащие дары сия". "Сие есть Тело Мое" относится и к освящаемому хлебу, и к христианам (Церкви).
Если сошествие Духа не делает причастников физически безболезненными и физически бессмертными (вспомним общепоповскую мечту о смерти в алтаре после причастия), то точно ли оно даст больше просфоре?
Христос и в Своей Чаше беззащитен. Чаша может быть расплескана человеческой неловкостью (а, бывало, что и намерением). Он может быть забыт в Чаше нерадивым священником - и заплесневеть.
Вы уже поняли, что вот в этой линии я и вижу ответ на вопрос - может ли человек заразить Чашу своим вирусом и через Нее свою немощь передать другому. В богословии кеносиса - может. Христос это не антисептик.
И потому для меня мысль и факт заражения священников и мирян на Литургии не является аргументом против веры во Христа и в Причастие.
И еще: история учит, что в храме, в церковной жизни легко заразиться земными инфекциями. Это я о политических вирусах.
Можно придти в христианское собрание в поисках Христа, а получить иньекцию националистической гордыни, агрессии, ненависти. Как вариант - вирус холуйства.
В церкви можно подхватить массу вполне языческих суеверий.
Ну вот никак нельзя сказать, что конкретные церковные собрания Бог хранит от ошибок и преступлений. "Всяко быват".
Так как же можно уверять, что банальный и безгрешный вирус холеры или гриппа не сможет передаться в этих церковных собраниях? Ведь вирус - это лишь одна из форм Богозданной жизни...
***
Известие Учительное:
Если перед освящением Святых Даров попадет в святую чашу муха, то ее надо вынуть, обвить в бумагу и сжечь.
Если же попадет паук, или что-либо ядовитое, то вино должно быть вылито в другой чистый сосуд, а в святую чашу влито другое вино и немного воды, при этом иерей говорит следующие слова: Един от воин копием ребра Его прободе, и абие… И так совершит обычно Литургию, после же совершения службы испорченное вино выльет в текущую реку.
Если это случится после освящения и иерею СТРАШНО ИЛИ МЕРЗКО будет попадшее вместе с Божественной Кровью проглотить, то тогда со всякой осторожностью, чтобы не капнуло никуда от Божественной Крови, должен вынуть попадшее, и трижды вином хорошо вымыть вынутое над другим потиром или чистым сосудом. Вино же это сохранить, а вынутое завернуть в бумагу, или в чистую тряпочку. И после совершения Литургии это попадшее вместе с бумагой или тряпочкой на каменной плите или чистом камне сжечь. Пепел надо вкопать под святой трапезой, или высыпать туда, где бывает умовение рук. Вино же то, которым омывалось попадшее, вылить в текущую реку. Если река находится далеко, то под престол, ископав ямку, где оно не будет попираться ногами.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →