диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

В Собеседнике

Диакон Андрей Кураев объяснил, разумна ли публикация официальной молитвы против коронавируса.

— Религию, как мы знаем, называли опиумом народа. Но, напомню, когда Маркс эти слова говорил, опиум считался обезболивающим, анастетиком, а не наркотиком. Задача религии — помочь человеку остаться человеком в нечеловеческих обстоятельствах. Поэтому тут церковь вполне в своей нише, в своей функции, и предлагает совершенно нормальные для себя действия — молитву. Да и опубликованные тексты молитв достаточно традиционные, немного адаптированные, но никакой пугающей новизны в них нет.

Но ситуация все-таки необычна. Не жили наши предки так долго. То есть, «успех» коронавируса — успех сродни болезням Альцгеймера или Паркинсона. Это именно старческие слабости. Оказывается, наш организм не рассчитан на такую долгую эксплуатацию. И поэтому в Китае меньше летальных исходов, чем в благополучной Италии, где больше стариков.

И поэтому есть повод сказать: дорогие люди, давайте пожалеем наших стариков. Даже если у меня всего лишь насморк, и я не чувствую себя очень уж заразным, для моего отца это может оказаться смертельно опасным.

В этих условиях для религиозных организаций очень важно на время обесценить свои религиозные собрания. Все-таки самая большая ценность — это человек. Для него все субботы, а не наоборот.

Напомню, что пост — это и есть карантин. Само слово «карантин» в переводе на старославянский – четыредесятница. То есть 40 дней поста. А время поста — это время некоего изолирования от людей, ухода в свой внутренний мир. В древности монахи вообще закрывали монастыри и уходили в пустыню, чтобы даже собратьев-монахов не видеть эти 40 дней. Так что здесь разумно было бы сказать: давайте не будем в эти дни ходить в храмы, не будем хвастаться, кто из нас больше верующий. А поймем это временное воздержание от службы как жертву. Я не иду в храм не потому, что мне лень или мне страшно, а потому что этим оказываю помощь незнакомому мне человеку. А может быть — и своему знакомому и любимому седобородому батюшке.

Вот свежая новость — в Сербии госпитализирован епископ и 2 священника с коронавирусом. Если у меня духовник старенький, зачем же я понесу ему этот вирус?! На ушко буду делиться своими грехами, а заодно и вирусом?

Вот чего пока не сделала Московская Патриархия — она не призвала: Христа ради, разойдитесь! Не ходите в церковь на службы в эти дни, найдите иные формы проявления вашей веры. Выясните, кому в вашем подъезде нужна помощь из числа людей, которым Собянин сегодня запретил выходить на улицу. Принесите этому заточённому пенсионеру не только продукты первой необходимости и лекарства, но и вкусняшки. А Господь это зачтет больше, чем пребывание в храме.

У нас сегодня говорят — ну как же, без причастия нельзя быть христианином! Но наша церковь веками делала всё от нее зависящее, чтобы спрятать причастие подальше от прихожан, воздвигая перед Чашей все новые и новые требования: многодневный пост, посещение вчерашнего всенощного бдения, домашнее чтение «молитв перед причастием», исповедь…. То есть церковь столетиями отодвигала причастие от прихожан, а сейчас вдруг закричала: как же так, без причастия нельзя. Тут есть какое-то двоемыслие, я считаю.

Но пока еще час икс не пришел — метро, рынки у нас не закрыты. Зачем же тогда закрывать гораздо менее многолюдные храмы? По мнению светских властей церкви — это род досуговых центров, то есть нечто не необходимое для жизни, в отличие от продуктового магазина или даже метро. Что ж, тут налицо расхождение нашего самомнения и мнения о нас. Но анализ реакций на эпидемию с нашей стороны вскрыл жуткий корпоративный эгоизм нашего профсоюза. Мыслим не о людях, а об имидже, о доходах, в конце концов. Потому что если люди не ходят в храм — ясное дело, что снижаются доходы всех церковных инстанций.

И еще свежая забавная информация — в Европе найдена святая, которая покровительствует борьбе с коронавирусом. Таковой ее назначили — пока не официально — потому, что ее зовут святая Корона. Это сирийская мученица II века, у нас она еще известна под именем Стефания или Стефанида.

https://sobesednik.ru/obshchestvo/20200323-hrista-radi-ne-hodite-v-cerkov
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 139 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →