диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Пора и про Огонь поговорить.

Апологеты чудесного генезиса субботнего огня уверяют,что "Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления Благодатного Огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом".


Читаем Евсевия:

"Члены этой (иерусалимской) Церкви помнят многие чудеса Наркисса; предание о них преемственно сохраняется братьями. Рассказывают, между прочим, об одном удивительном деле, им совершенном. Однажды на великой Пасхальной всенощной у диаконов не хватило масла, и весь народ пришел в уныние. Наркисс велел служителям, которые ведают освещением, набрать воды и принести ему. Это было немедленно выполнено; он помолился над водой и с искренней верой в Господа распорядился разлить воду по светильникам. Сделали и это; вопреки здравомысленным соображениям, чудесной и Божественной силой вода приобрела свойства масла. У многих тамошних братьев с давних пор и доныне хранится часть этого масла, как свидетельство о чуде" (Церковная история 6,9).

Это ясное свидетельство ПРОТИВ современного мифа про ежегодное самовозгорание.

Если это было ежегодным событием, о нем не помнили бы и не писали с таким восторгом как о чем-то уникальном и древнем. Кроме того, у Евсевия нет продолжения "и поныне каждую Пасху...". Значит, он не мог показать пальцем на современное ему чудо.


***

В обойме апологетов есть и такое:

Преподобный Иоанн Дамаскин (780 г.) в своих церковных песнопениях, нередко упоминает о свете, чудесно блиставшем на Святом Гробе. Так, например: «Скорый Петр предста ко Гробу и, свет зря во гробе, ужасашеся». См. Октоих, воскресный седален, глас 8 и др.
http://profi-rus.narod.ru/pravoslavie/text/3ch/blagodat-ogn.html


Как можно отождествить великое чудо самого Воскресения (и его свет) с мелким факирством самовозгорающейся лампадки? Да неужто на глазах Петра лампадка вдруг сама зажгась - и оттого он снова стал бесстрашным апостолом?

Кроме того, тогда, напомню, и землетрясение было, и выхождение мертвых из гробов. Это тоже бывает каждую весну в Иерусалиме?


***

Святой Григорий Нисский (†394 г.) во втором слове о Воскресении пишет об апостоле Петре (I в.), видевшем Святой Свет, пишет:

Сие виде Петр верил, видел же не точию чувственныма очима, но и высоким апостольским умом. Исполнен убо был Гроб Света, так что хотя и ночь была, однако двема образы видел внутренняя — чувственне и душевне. Аще убо свет праведным присно, яко-се есть писано, то кольми паче у Бога праведных.

Цит. по: Св. Григорий Нисский. Слово второе о Воскресении. IV в.

https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=532

Увы, такого слова у Григория Нисского я не вижу (и, соответственно, таких слов). Но опять же это все о мистике самого Воскресения, а не о ежегодных церемониях.


"Царь Феодосии Великий (+395 г.), посетивший, по преданию, тайно Иерусалим, вошел в храм Гроба Господня, все лампады зажглись сами собой. «Это чудо удивило патриарха, но Ангел открыл ему, что богомолец был не простой человек, а святой царь Феодосии». Епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего, Ч. 3. СПб., 1896,с. 299–300".
https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=532

А вот это просто верх монашеской бессовестности. Ведь две следующие страницы дневника еп. Порфирия посвящены рассказу о том, как местный митрополит Дионисий, поведавший ему байку про Феодосия, сам перестал верить в чудесность этого огня (см. https://diak-kuraev.livejournal.com/1748286.html). Да и было ли вообще путешествие Феодосия в Иерусалим?

То есть имеется факт громкого молчания святоотеческой письменности 1 тысячелетия об этом якобы ежегодном чуде, якобы современном всем Отцам.
Tags: Благодатный огонь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 239 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →