диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Самопричащение. Послушаем умных людей

Petr Mikhalev
Самопричащение

«...согласно Василию Великому эта традиция возникла в условиях гонений. «Нимало не опасно, – писал он, – если кто во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать причастие собственной своей рукой; излишним было бы это и доказывать, потому что долговременный обычай удостоверяет в этом самим делом». Уже во время Иустина Мученика христианам, по какой-либо причине не участвовавшим в Евхаристии, диаконы приносили Евхаристию на дом. Тертуллиан говорит о самопричащении, как об обычном, повседневном явлении. В письме к жене он увещевает ее в случае его смерти не выходить замуж за язычника и как на одну из причин к этому указывает на самопричащение. «Не заметит ли он (т., е. муж-язычник. – Н. У.), что ты как будто нечто втайне отведываешь прежде вечери? И когда узнает, что это не что иное, как хлеб, то что он в состоянии подумать на твой счет в своем невежестве?» Климент Александрийский сообщает, что при преломлении евхаристического хлеба каждому из народа позволялось уносить некоторую часть его домой.

С прекращением гонений самопричащение не прекратилось. Напротив, Василий Великий одобрял его и придавал ему богословское обоснование. «Хорошо и преполезно, – писал он, – каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос говорит: „Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный"… Все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин по большей части имеет причастие у себя дома и сам себя причащает, когда хочет. Ибо когда иерей единожды совершил и преподал Жертву, принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и причащается от самого преподавшего. Ибо и в церкви иерей преподает часть, и приемлющий с полным правом держит ее; и таким образом собственной своей рукой подносит к устам. Потому одну имеет силу, приемлет ли кто от иерея одну часть или вдруг многие части». В житии св. Василия Великого, приписываемом Амфилохию Иконийскому, говорится, что Василий, совершив первую Евхаристию составленными им молитвами, одной частью святого хлеба причастился, другую убрал в ковчежец в виде голубя, висевший над престолом, а третью взял с собой, чтобы ею причаститься перед смертью. Св. Григорий Богослов в надгробном слове на кончину его сестры Горгонии, повествуя о ее чудесном исцелении, говорит, что оно совершилось после ее самопричащения»...«В житии преп. Феоктисты († 881) говорится, что она причащалась сама из ковчежца. Даже в XV веке Симеон Солунский говорит о самопричащении монахов, хранивших Святые Дары в дарохранительницах (έν πυξίφ). При этом он допускает, что и миряне «ради великой нужды» могут причащать умирающих. Более того, самопричащение перешло от греков к южным славянам и в Русскую Церковь, где оно существовало до XVII века включительно»... «Как совершалось самопричащение, в какое время дня, об этом трудно что-либо сказать из-за крайней скудости сведений о самопричащении. Иоанн Мосх в одном случае говорит о женщине, что «она пошла к соседке, чтобы приобщиться». Отсюда можно заключить, что самопричащение не носило характер исключительно индивидуального священнодействия. Если у отшельников оно в силу образа их бытия было индивидуальным, то миряне могли совершать его сообща. Относительно молитв, которыми сопровождалось самопричащение, можно иметь некоторое представление на основании описания предсмертного причащения преп. Марии Египетской († 522). Когда старец Зосима принес ей святое причастие, она попросила его прочитать Символ веры и «Отче наш». После этого она поцеловала старца и причастилась. Затем подняла руки к небу, вздохнула, прослезилась и сказала: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое».

Возможно, что Символ веры и молитва Господня были тем «минимумом», без которого не обходилось ни одно самопричащение»

https://azbyka.ru/…/liturgija-prezhdeosvjashennyh-darov-is…/


Michael Zheltov Вот это вот письмо "Василия Великого", которое все время цитируют и по теме частого причащения, и по теме самопричащения - оно на самом деле написано Севиром Антиохийским. Вообще, в посленикейской Церкви самопричащение засвидетельствовано исключительно (!) в двух контекстах - у монахов-анахоретов, т.е. очень специфической группы христиан, и у раскольников (монофизитов: вот это письмо Севира, многие др. свидетельства; староверов). Монофизиты ходили на обычные службы, но причащались по домам, именно так вожди раскола сумели создать свою виртуальную церковь, не имея на первых порах полноценную сеть храмов и клириков.

Petr Mikhalev а как быть с самопричащением св. Горгонии? «Ибо в сем заключается уже тайна. Отвергнув все другие пособия, она прибегает ко Врачу всех и, воспользовавшись темнотой ночи, когда болезнь ее несколько облегчилась, припадает с верой к жертвеннику, громогласно взывая к Чествуемому на нем, нарицая Его всеми именами и воспоминая о всех когда-либо бывших чудесах Его (как знавшая и ветхозаветные, и новозаветные сказания). Наконец, отваживается на некоторое благочестивое и прекрасное дерзновение, подражает жене, иссушившей ток крови прикосновением к краю риз Христовых, и что делает. Приложивши к жертвеннику главу свою с таким же воплем и столько же обильными слезами, как древле омывшая ноги Христовы, дает обет не отойти, пока не получит здравия; потом, помазавши все тело сим врачевством своего изобретения, что могла рука собрать вместообразных честного Тела и Крови, смешавши то со своими слезами, (какое чудо!) немедленно отходит, ощутив в себе исцеление, получив облегчение в теле, сердце и уме, приняв в награду за упование исполнение упования и крепостью духа приобретши крепость телесную.» https://www.portal-slovo.ru/theology/37798.php
Слово 8, надгробное Горгонии, сестре св. Григория Назианзина
portal-slovo.ru


Michael Zheltov ну и что оттуда следует? Что этот поступок был крайне необычным, настолько соблазнительным, что его пришлось держать в тайне до самой смерти героини (читайте дальше, а не только процитированное Вами). То есть мои слова выше эта история только лишний раз подтверждает! Никакой регулярной практики самопричащения уже в кон. 4 в. не было.


Григорий Гриднев Может быть антиохийцы и удерживали какие-то старинные традиции (хотя в то время эпоха гонений скорее уже легендарное событие), но они вполне ее скомпрометировали, что и закреплено в канонах.

Petr Mikhalev согласен, а что вы скажете о случаях причастия описанных в луге духовном?

«Жизнь инока Исидора, и чудо от св. причастия. ...Я и жена принадлежали к секте Севера. Придя однажды домой, я не застал дома жены и узнал, что она ушла к соседке, чтобы вместе причаститься. А соседка принадлежала к СВ. КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. Я бросился немедленно туда, чтобы остановить жену. Войдя в дом соседки, я узнал, что жена недавно приняла св. причастие».

Petr Mikhalev Michael Zheltov отче, а можно узнать, кто доказал, что письмо свт. Василия к Кесарии жене патриция ему не принадлежит. Я не нашёл таких сведений в интернете.


Michael Zheltov Про "Луг Духовный" — это как раз на тему монофизитов, см. выше. Про авторство письма см. статью Севира Войку:
https://yadi.sk/i/qi6vKSi1rRyXYw
Voicu S. Cesaria, Basilio (Ep. 93:94) e Severo.pdf
yadi.sk


Petr Mikhalev сам автор пишет «La nostra indagine non è, né può essere esauriente.» Поэтому заявить, что «оно на самом деле написано Севиром Антиохийским» слишком дерзновенно.


Michael Zheltov ну, Вы же даже этой статьи не знали, а рассуждаете о дерзновении. А есть и другие работы.

Petr Mikhalev да я много чего не знаю, многие серьезные исследователи отвергают авторство ап. Иаонна в написании Апокалипсиса или ап. Павла в написании многих посланий, которые мы цитирцем как павловы. Мы обычно отвечаем таким исследователям, что раз Церковь приняла эти книги, мы принимаем их как богодухновенные. Но Церковь так же приняла и творения свт. Василия.

Войку говорит, что текст этого письма мог быть написан свт. Василием, так как в его времена не было гонений. Но в те времена были ариане. И даже крайние ариане евномиане и аномеи. Свт. Василий вполне мог советовать православной христианке за неимением православного храма поблизости брать дары и причащаться дома.


Michael Zheltov Во-первых, какой была практика в кругу Василия, мы доподлинно знаем от его ближайшего друга Григория: см. выше. Никакого регулярного самопричащения (а письмо об этом) там, стало быть, не было и в помине. Во-вторых, есть контекст монофизитской практики 6-7 вв., описанной в самых различных историях (причем Луг духовный на треть, если не больше, просто воспроизводит эти же истории, только с обратным знаком), письмах, других свидетельствах, и эта практика идеально соответствует описанию в приписываемом Василию письме.


Священник Виктор Гавриш Michael Zheltov

Обычай самопричащения, с которым связывается появление обедницы, как самостоятельной службы, существовал довольно долго.
Поддерживался он, главным образом, монахами-отшельниками, подвизавшимися в пустынях, вдали от храмов. Автор рассказа из жизни преп. Луки Стирийского при описании обычая самопричащения пустыножителей ссылается на беседу преп. Луки с коринфским митрополитом, которому приписывает и краткий чин самопричащения.

Симеон Солунский (XV в.), со своей стороны, свидетельствуя о самопричащении монахов его времени, допускает даже, что и миряне «ради великой нужды» могут приобщать умирающих, и в своем ответе по этому поводу дает некоторые указания касательно самого обряда причащения.

От греков обычай самопричащения перешел к южным славянам. В ответе, данном Тырновским Патриархом Евфимием (1375 – 1393 г.) вопрошавшему его афонскому монаху Киприану, довольно ясно описан и «образ причащения сицеваго».

Забытая с течением времени на Востоке практика самопричащения возродилась затем у нас на Руси, где ею пользовались старообрядцы, вынужденные поневоле прибегать к самопричащению, за недостатком священников в их среде.
При этом и в наших славянских рукописях, и в старообрядческих молитвословах не только излагаются более или менее обстоятельные чины самопричащения, но и приводятся доводы в обоснование такового, из творений святителя Василия Великого, блаженного Симеона Солунского, из рассказа о преподобном Луке Стирийском и из «Сказания святыя горы Синайския».

Все ныне известные нам греческие и славянские чины самопричащения встречаются лишь в памятниках сравнительно позднего времени.
Однако состав этих чинов сложился под несомненным влиянием древнего чина изобразительных.

По словам коринфского митрополита из жития преп. Луки, перед причащением следует прочитывать только «изобразительные псалмы» – τοὑς τῶν τυπικῶν ϕαλμοὺς - под которыми нужно разуметь псалмы 102-й и 145-й, затем – Трисвятое и Символ Веры.

Но по другим памятникам полагается более сложное Последование.
Так, по правилу Патриарха Евфимия и по нашим славянским источникам, после «обычного начала» читается 50-й псалом, который находится в соответствии с пением «Помяни нас, Господи» на обеднице; затем, как и на обеднице, произносится «Верую», а далее идут молитвы перед Причащением.
Читались и другие молитвы.

Вообще число молитв в чинах самопричащения довольно велико. Но можно было, согласно наставлению патр. Евфимия, ограничиваться и одной молитвой «Вечери Твоея Тайныя»; «все молитвы же Святого Причащения, аще прилучится, прочитываются прежде всех сих», – замечает Патриарх.
«Таже преклонься, – продолжают Молитвословы – приими своею рукою и со страхом причастися Божественых Таин и глаголи трижды "Аминь", и взем чашицу с вином или водою, пий трижды».

В изложенный сводный Чин самопричащения вошли, как мы видим, все важнейшие молитвословия изобразительных.
Это показывает, что Чины самопричащения не являются чинами самостоятельными, а представляют лишь видоизменение обедницы. Однако главное место в них занимают не изобразительные молитвословия, а внешние обрядовые предписания. И в этом заключается их существенное отличие от обедницы.
Близкое сродство чинов самопричащения с обедницей как по составу, так и по расположению молитвословий, естественно заставляет предполагать наличность такого же сродства между ними и по чисто обстановочным, обрядовым особенностям. А потому нужно думать, что указанные выше особенности не были исключительной принадлежностью позднейших только чинов самопричащения, но могли иметь место и в древнем последовании изобрительных, когда оно являлось чином самопричащения.
Евфимий Диаковский. Последование часов и изобразительных.
Историческое исследование


Petr Mikhalev Michael Zheltov ///мы доподлинно знаем от его ближайшего друга Григория: см. выше./// доподлинно - это из рассказа о св. Горгонии? Это ведь лишь один эпизод. Там описаны два факта св. Горгония ночью касается жертвенника и собирает на нём вместообразныя Тела и Крови. И сим составом помазывает себя. Я согласен, что Успенский привёл этот рассказ немного не в тему. Но если разобраться, что кажется свт. Григорию дерзновенным. старший совремнник свт. Григория - свт. Кирилл Иерусалимский говорит о том, что после того как миряне отпили от Чаши "И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие чувства." - т.е. свт. Кирилл предписывает всем мирянам помазывать остатками св. Крови свои органы чувств. То же самое сделала св. Горгония. Но дерзновение её по-видимому состояло в том, что она молилась как священник перед престолом, касаясь его.

А вот свидетельства о самопричащении более поздние:

В житии преп. Феоктисты (+881, память 9 ноября) есть рассказ о том, как один охотник набрел на святую, которая попросила его: в следующий приезд "возьми в чистый сосуд часть Пречистых и Животворящих Христовых Таин и принеси мне сюда". На следующий год он "взял у пресвитера в маленький чистый ковчежец частицу Пречистых и Животворящих Христовых Таин, как повелела ему блаженная Феоктиста, и, с честью сохраняя ту частицу при себе, отплыл". Придя к ней, он "вынув ковчежец с Божественными Тайнами, подал ей. Преподобная сначала пала на землю пред Божественными Тайнами и омочила землю слезами. Затем встав, приняла святые дары в свои руки, причастилась и с умилением сказала:
- Ныне отпущаеши рабу Свою, Владыко..."

Житие кн. Михаила и боярина Феодора Черниговских: епископ Иоанн дал им в дорогу к хану св. Дары:
"Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: «Не погублю души моей, прочь слава тленного мира!» Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились святых Даров, данных им епископом."

https://www.facebook.com/petr.mikhalev/posts/3664739786900533
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →