диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Обрушил Бог гнев Свой на все полки русские

"... когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по Божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слёзы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел Бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен"
Это из "Слова о знамении Святой Богородицы"

Интересно, что новгородцы себя Русью не считают.

***

Β феврале месяце 1170 г. объединенные силы ряда русских княжеств под предводительством сына Андрея Боголюбского Мстислава осадили Новгород. После трехдневной осады 25 февраля произошло сражение, окончившееся победой новгородцев. Событие это нашло отражение и в летописях, и в устном предании. Β летописях встречаются две версии повести — одна из них проновгородская, другая антиновгородская. Обе версии летописной повести, созданные независимо друг от друга, возникли в близкое κ событию время. Через какое-то время после битвы возникла и устная легенда, объяснявшая победу новгородцев над осадившими город многочисленными силами врага чудесной помощью патрональной иконы Новгорода. Β основу легенды ο повернувшейся иконе, по мнению Д. С. Лихачева, мог лечь действительный факт. Новгородская икона Знамения Богородицы (сохранилась до нашего времени, находится в Новгородском соборе) — небольшая по величине, она укреплена на древке. Если во время осады икона была вынесена на острог, в нее действительно могла попасть стрела и повернуть ее вокруг оси. «Сказание ο битве новгородцев с суздальцами» объединило краткую летописную повесть об этом событии проновгородской ориентации и устную легенду. Как письменное произведение «Сказание...» возникло в 40—50-х гг. XIV в. Κ этому времени относится возникновение первой редакции «Сказания...», которая называется в рукописях «Словом ο знамении». Β дальнейшем вплоть до XVII в. создавались новые редакции этого произведения.
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4993

Знаменитая икона (на которую ссылался прот. Леонид Калинин в нашем вчерашнем общении) - из середины 15 века.

Мы видим, как спустя всего лишь 50 лет после Отечествнной войны в церковных сплетнях и прессе пышно расцвели байки про чудеса и видения, якобы бывшие в годы войны. Что же удивляться тому, что про ту стычку 11 века возникла выгодная Новгороду легенда в 14 веке - когда его свободы умирали в войнах с Москвой.

Новгородская летопись говорит об этом событии проще, без упоминания чуда с иконой:

"Въ то же лѣто, на зиму, придоша подъ Новъгородъ суждальци съ Андреевицемь, Романъ и Мьстислав съ смольняны и съ торопьцяны, муромьци и рязаньци съ двема князьма, полоцьскыи князь съ полоцяны, и вся земля просто Русьская. Новгородьци же сташа твьрдо о князи Романѣ о Мьстиславлици, о Изяславли вънуце, и о посадницѣ о Якунѣ, и устроиша острогъ около города. И приступиша къ граду въ недѣлю на съборъ, и съездишася по 3 дни въ четвьртыи же день въ среду приступиша силою и бишася всь день и къ вечеру побѣди я князь Романъ съ новгородьци, силою крестьною и святою богородицею и молитвами благовѣрнаго владыкы Илие, мѣсяця феураря въ 25, на святого епископа Тарасия, овы исѣкоша, а другыя измаша, а прокъ ихъ злѣ отбѣгоша, и купляху суждальць по 2 ногатѣ."
http://yakov.works/acts/12/pvl/novg02.htm

Историко-научный анализ легенды тут

https://docplayer.ru/37914187-Agafonov-ivan-sergeevich-osada-novgoroda-v-1170-g-po-pismennym-istochnikam.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 176 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →