диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Спасибо, Олеся Николаева!

Olesia Nikolaeva Разве не надо сор из избы выносить? Что же это за изба такая? А Кураев вещает в публичном светском пространстве, а не в закрытом клубе, и поэтому вполне можно ему возражать, ловить за руку, уличать во лжи и лицемерии. Почему нет?! Вообще-то Церковь - это не изба: ложное сравнение. Сейчас вообще очень много ложных метафор, рождающих недоверие к интерпретаторам и их интерпретациям происходящего. Какой-то мир симулякров. Постмодернизьм, одним словом.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1394247677430325&id=100005353178647

Наконец-то мы снова согласны.

Эти ее слова находятся в комментарии к записи прот. Владимира Вигилянского.

"Я точно знаю, когда появилась трещина в наших отношениях. В 2009 году у него вышел учебник по миссиологии. Он подарил его мне с дружеской подписью. Я его поблагодарил, но спросил: «Отец Андрей, надеюсь, вы, наконец, написали здесь, что целью миссиологии является вовлечение человека в Евхаристию?» Он ничего не ответил. Потом я с интересом пролистал 500-страничную книгу – ни одного упоминания о Евхаристии… ".

Соглашусь с о. Владимиром. Но дело в том, что у слова "Евхаристия" вне специально сакраментологического контекста есть синонимы: Причастие и Литургия. И об этом в той книге - есть.

Но главное в том, что сам замысел этой книги был в том, чтобы ужать, ограничить и сделать более четким понимание слова "миссионерство", отделив его от пастырства, гомилетики и церковного образования. Задача миссионера конкретна: убедить человека со своими вопросами приходить к нам, а не только к психологам-врачам-знахарям-гуглу. Дальше начинается пастырство.

"Высшая задача миссионера общеизвестна: обратить людей в Православие. Но высшее не означает единственное. Бывают тактические победы и небольшие радости. Например — если у твоего собеседника просто ожили глаза. Если он перестал бояться Православия. Если он сократил число своих антицерковных предрассудков.
Так что задача миссионера может быть сформулирована более конкретно и достижимо, нежели «спасти заблудшую душу».
Первый смысл миссионерства — это нарушить покой человека. Бросить камень в трясину, чтобы ряска хоть чуть-чуть разошлась. Обеспокоить, чтобы душа зашевелилась. Чтобы хотя бы знак вопроса нарисовался. Или,в иной формулировке: задача миссии - убедить сытого человека в том что он голоден.
Вторая задача — разрушить карикатурные представления о Православии.
Третья тактическая задача миссии — разъяснить людям логику православной позиции по тем или иным вопросам, чтобы они поняли, что наша вера не есть нагромождение каких-то абсурдов. Четвертая задача — подвести собеседника к тому, чтобы он себя, свои проблемы, боли, тревоги и радости узнал бы в Православии...
... Пастырь обращается к тем, кто уже ему доверяет. Миссионер – к тем, кто сомневается и в нем самом, и в его словах и в его вере. Цель миссии - вызвать доверие к Евангелию и Церкви, обратить ум от сомнений в истине христианства к позитивному вопрошанию - чтобы человек научился вопрошать у самого Христа и у Его Церкви: «что мне делать чтобы наследовать жизнь вечную?». Ответ на такой вопрос и реализация этого ответа - уже задача собственно внутрицерковной жизни (научение и освящение). Не надо всю жизнь Церкви сводить к миссии – иначе задача собственно миссионерства так и не будет четко обозначена, а, значит, и решена. Граница, где кончается миссия и начинается церковное пастырство, понятна: это граница смены интонаций. Миссионер оправдывает свою веру, объясняет, доказывает. Пастырь – наставляет. Миссионер критикует мировоззрения, пастырь – самого человека, ставшего его духовным сыном.
Миссионер очеловечивает, церковное пастырство – обоживает. Очеловечивает в смысле освобождает от слишком низких навесных потолков и идолов. И это скорее собственно человеческая работа миссионера. А вот пастырь вводит людей в мир церковных таинств. Тут уже действует Дух и конечным плодом этих действий и должно стать превосхождение только человеческого уровня бытия и «причастие Божескому естеству».
Миссия – это слово, обращаемое Церковью к тем, кто не слышал, не принял или не понял ее Символа веры? «Не слышал» - это миссия к неверам и язычникам. «Не принял» - к неверам и еретикам. «Не понял» - миссия к своим, уже крещеным, но не оглашеным.Если же говорить более традиционным церковным языком, то миссия - это керигма, а пастырство призвано даровать полноту жизни во Христе, явленной в Церкви"

А керигма, кстати, в древней Церкви как раз специально молчала о Евхаристии ("дисциплина аркана").

Вот такие вот поводы даже у вип-православных для "трещины в отношениях".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 141 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →