диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Незанимательное кураеведение

Телеканал православного олигарха Новинского (Перший козацький) посвятил мне целую передачу.


https://www.youtube.com/watch?v=RZghuHdguo0&feature=youtu.be&fbclid=IwAR3772V32fTkmbIXogTCVDjzlpN_FVj96P4kn_2-tUINva3ttElMkdm3_p4

Только на ютьюбе число комментариев идет уже к полутора тысячам.

Увидев такое число, и я решил послушать и кое на что отреагировать.
Различать собеседников не стану, так как не вижу различий в их собственных позициях.

***
"возможно он, привык к тому, что он постоянно на виду, постоянно на слуху".

Согласен. Это было непросто для интраверта, но я привык. Как привыкают к хроническим болячкам или к не самому лучшему пейзажу за окном. И поэтому вовсе к этому не стремлюсь и ничего не делал и не делаю для привлечения внимания ко мне. Это не мой "наркотик" (как это понял А. Смирнов), а моя боль.

Сейчас интернет полнится мемуарами про то, какая я тщеславная сволочь. Но где же хоть один, кто написал бы, что "Кураев позвонил (написал) мне с просьбой:
- написать положительную рецензию про его книгу;
- взять у него интервью
- разместить его статью
- пригласить в мою передачу (блог)
- пригласить его с лекцией
- убрать критический отзыв о нем".

Я "на виду", на юру, на сквозняке не потому, что мне это нравится и я этого добиваюсь. Но так получилось. И даже когда я объявил, что всё, ухожу на пенсию - тут как раз патриарх Кирилл запретил священникам ходить на ток-шоу, давать интервью и вообще озвучивать свое мнение, хоть малость отличное от официального. И куда было журналистам податься? Вот они опять и вспомнили мой телефон.

"он превратился в эпатажного блогера, который живет за счет хайпа, за счет критики происходящего в церкви".
Если это намек на деньги, то - нет. В моем блоге нет рекламы. Я не получаю ни копейки за интервью и за свои записи в блоге. Никаких грантов у меня тоже нет. И если уж сейчас всплывают переписка и телефонные разговоры хоть прот. Чаплина, хоть митр. Тихона - то и в них обходятся без упоминания меня и уж тем паче нет и намеков на мое тайное финансирование из чьих-то приватных касс. Поскольку сейчас мои книги практически не выходят, то нет и опосредованного возможного влияния блогерской известности на тиражи.

Кроме того, как несложно заметить, в результате своей публицистической деятельности я как раз лишился работы и источников дохода.
Кстати, после моего изгнания из Академии в 2014 году очень многие люди меня поддержали. На карту в течение двух месяцев пришло более двух миллионов рублей, чего хватило на жизнь в течение нескольких лет. Спасибо всем большое!

Если бы мной руководила жажда популярности (хайпа, денег...), наверно, я давно создал бы свой ютьуб-канал, активно развивал бы свои интернет-проекты. Но я просто сижу в этом ЖЖ, несмотря на то, что знатоки говорят, будто этот формат давно уже непопулярен. И даже до сих пор не создал "ленту друзей". И спокойно баню некоторых посетитилей, уменьшая тем самым "посещаемость". И вообще пропускаю великое множество "информационных поводов".

Позже тот же самый "кураевед" поведал о своем возмущении тем, что как-то на лекции в поисках хайпа я якобы сказал, что самая интересная тема для диссертации сегодня была бы - "Возможен ли оргазм в Царстве Небесном".

Что ж, придется ему что-то делать со своей памятью. Я как раз говорил, что если бы я захотел стать миллионером, мне достаточно было бы заказать исследование книжного рынка. Оно показало бы, что сегодня (в 90-е) есть две самые востребованные темы - мистика и секс. Соединяем два в одном, и получаем бестселлер с названием "Как достичь оргазма Великим Постом".
И что - меня попрекают книжкой, которую я не написал и даже сам замысел которой высмеял?

***
"духовный перелом произошел в 2008 году, когда отец Андрей зациклился на теме схождения благодатного огня".

Вообще-то в 2008 году я об этом сказал очень аккуратно, даже не посвятил этой теме отдельной заметки на своем форуме (ЖЖ я еще не вел).

Вот в каком виде была та моя публикация под нейтральным заголовком "Израильские впечатления":
http://afaq.narod.ru/4/44.html
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=142404
Про огонек - на далеком восьмом месте.

Просто не я, а православная общественность была тогда зациклена на этой теме - и подняла вой.
Замечу, однако, что в 2020 году в России та моя позиция уже стала почти майнстримом - особенно после телетрансляции этой службы без фотовспышек. Собственно, ради этого я и подставил себя под удар: чтобы когда правда так или иначе выйдет за пределы греческого святогробского братства, она не оказалась слишком шокирующей и слишком новой. Пойти на пощечины сейчас ради будущего блага церкви - это теперь называется "духовный слом"?

***
"в блоге отца Андрея появился пасквиль на о. Александра Агейкина"

Идем в словарь: "Па́сквиль — сочинение, содержащее карикатурные искажения, клевету и злобные нападки, цель которых оскорбить и скомпрометировать какое-либо лицо".
Оскорбить и скомпрометировать покойника нельзя. Клевета же предполагает, что я знал, что Агейкин - смиренный пастырь, лишенный какого бы то ни было угодничества начальству и карьеризма, талантливый яркий мыслитель и ученый, а я, зная все это, написал, что он... Нет, ни один нормальный суд вообще не статет квалифицировать мое акцентированно-частное мнение ("в моей памяти он останется...") с клеветой.
И назвать кого-то карьеристом (даже тупым) это никак не "злобные нападки". Чтобы узнать, что такое "злобные нападки", надо, например, почитать комментарии под записью обсуждаемой передачи.

"Он написал это, не думая, что пресса растащит это на цитаты и это будет в топе СМИ долгий период времени". О, как велик этот Кураев! Оказывается, что бы я ни написал, это сразу попадет в Топ СМИ на долгий период времени! Но конкретно - какая пресса это растащила и когда? Где хоть одно упоминание этой моей заметки прессой до начала кампании против меня Царьградом и до патриаршего указа?
Если это сделала ваша же ультраправославная пресса - то к ней и претензии. Какой безмозглый карьерист и интриган (иного слова тут не найти) мог принести мою частную заметку безутешной вдове и зачитать ее ей? Так что лицемерные гневные упреки по поводу "оскорбления семьи в такой день" верните себе самим.

***
"Петиция за лишение сана Кураева набрала 10 000 голосов"
Вранье: не набрала и двухсот (даже на 7 мая - только 185).

https://www.change.org/p/%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%BF%D1%86-%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%8F-%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0?fbclid=IwAR2MpzhBdtGPlbj6W-pLFG7cCzHxB-mJxBAniG3FUYEjId4BnGtgDs-WbO0

***
"Кураев использовал фейки против УПЦ. Он продвигал искаженную информацию про заражение паломников в Почаевской лавре".
Вообще-то я привел видеозапись слов молдавского президента. И затем привел конретные имена и цифры заразившихся молдавских паломников. В этом проблема известных монастырей: они привлекают множество людей, причем выдают им гарантии незаразности (мол, наши святыни только исцеляют, а заразиться через них нельзя). Кто кого дальше заражает (группа из Польши - группу из Молдовы, или наоборот) - уже неважно. Люди собираются в большом количестве в одном месте и вступают в религиозно мотивированный телесный контакт (как прямой, так и опосредованный предметами). Большого и громкого объявления: "Мы закрыты на карантин, не приезжайте к нам, никого всё равно не пустим" Почаевская Лавра так и не сделала. И поэтому - да, это ее вина.

Вообще сюжет про ответственность церковных властей и сплетниц за распространение эпидемии считаю возможным уже закрыть. Хвастунишки, которые весь март бахвалились на тему "вирус не пройдет", могут и сами не только видеть, но и пережить последствия своих высокопарных глаголов. Уверен, что скончавшийся сегодня архимандрит Амвросий Юрасов не успел сходить к больным ковидом (возраст и общие недуги вряд ли позволяли ему это делать). Но в не закрытый вовремя монастырь шли люди, надеясь найти там спасение - и в итоге оставили там заразу. Которая, вдобавок ведь наверняка не закончила свой скорбный путь на отце архимандрите, а через него пошла дальше.
Кто виноват? Знамо дело - Кураев, который "развернул кампанию против Святой Церкви в связи с эпидемией".

***
"Обида".
Да, она есть. Обида за издевательство над самой идеей христианства, над Евангельскими нормами. Это обида не на личности, а на Систему. Это даже не обида, а чувство ужаса и омерзения. Ну где еще найти такое человеческое сообщество, которое даже на страшных и кровавых примерах гонений на себя в 20 веке НИЧЕМУ не научилось и вспоминает про них лишь в порядке саморекламы?!

Уже давно об этой своей обиде я сказал антологией "В поисках золотого века" - подборкой суждений Отцов Церкви о современной им церковной жизни. В 15 веке один провинциальный епископ, внезапно избранный в патриархи, после ознакомления с нравами столичного епископата просто утопился в колодце (Иоасаф I Коккас).

Моя реакция все же менее радикальна...

Обида на патриарха Кирилла? Честно скажу: нет.

Вообще люди, гадающие о необъявленных мотивах других людей, обнажают лишь свою собственную систему ценностей. Им кажется, что административная карьера - это здорово и, значит, я должен стремиться именно к ней. Но если бы я стремился именно к этому, то, наверно, будучи неглупым человеком, я мог бы встать на карьерные рельсы еще в пору своей близости с патриархом Алексием. И у Кирилла, наверно, я смог бы выторговать что-то кроме абхазской ссылки.

Господа критики, вы представляете из себя весьма постыдное стадо, коли в ваших головах не возникает даже и мысли о том, что с вашим начальством можно не соглашаться просто по убеждению. При этом дальше мой критик ничтоже сумняшеся цитирует Вышеславцева про "пафос профанации и желание всё свести к низшим мотивам". Да он сам только что этический и богословский спор свёл к "обиде и мести"!

Ну, разные у меня с патриархом представления о том, что есть голос церкви, в чем ее нужда, что ей ко благу, а что - к болезням. И вслух говорить об этом я начал еще в 2010 году - как только обозначился патриарший тренд на превращение РПЦ в силовое ведомство, грозящее светскими судами и наказаниями своим критикам. Позже, когда меня перевоспитывала Московская епархиальная дисциплинарная комиссия, прот. Борис Пивоваров напомнил, что я еще в 2011 году голосовал против проекта документа "Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви".
Это и в самом деле так:
http://diak-kuraev.livejournal.com/164926.html.
https://diak-kuraev.livejournal.com/163899.html

Еще я убежден, что негоже правое дело подкреплять ложью и фейками. И об этом конкретно, и, полагаю, доказательно, пишу в своем журнале. И получаю в ответ "лайки" в собачьем, а не в фейсбучном смысле.

Также я считаю, что "пафос профанации" пронизывает КАЖДОЕ епархиальное собрание, ибо их главная тема - деньги. По какой логике мой вопрос о том, куда идут собирамые церковной верхушкой деньги - это "нездоровый интерес", а выколачивание ею этих средств с приходов - это "здоровое архипастырство"?

И уж тем паче весомым воплощением "пафоса профанации" является ГХ ВС РФ.

***
На 41-й минуте очень впечатлило требование "экспертов" лишить меня сана за книгу, которую никто из них в руках не держал ("Византия против СССР) - просто потому, что им кажется, что по канонам ведомой ими - не мною - идеологической войны я просто обязан был написать там то-то и то-то.

***
"Не называя никаких имен, он пишет о голубом лобби в церкви".
Без комментариев.

***
На 43-й минуте наконец-то, причем из уст "философа", прозвучало классически-базарное: "если тебе всё у нас (в стране, в церкви) не нравится, почему ты до сих пор тут остаешься?!".

Напомню коллеге азы нашей профессии: философия по определению и от истоков это критика, сомнение и полемика. И если философ посмел критиковать (скажем, идолы массового сознания, расхожие штампы и т.п.) - то вы сразу пропишете ему самовыпиливание из мироздания? Эвакуация в жерло Этны подходит?

Год за годом, век за веком продолжается исход.
Власть – жлобам, а имярекам – философский пароход.
Нам не надобен Флоренский, нам Бердяева не жаль –
Лишь бы "Химик" воскресенский не осилил "Северсталь"!
Кто судья? Судью – на мыло! Адвокатов – в порошок!
Если все вокруг дебилы – это очень хорошо!
У матросов нет вопросов, лишь бы ленточки – вразлет…
Ну, куда тебя, философ: за бугор или в расход?
Русский Ванька без вопросов без проклятых проживет!
Отплывает от причала философский пароход…
(Андрей Широглазов)

Дальше, конечно, следует еще один сугубо философский вывод: "это заказ!". То есть опять - ну не может человек видеть мир не моими глазами. Если же он себе это позволяет, значит это враг и продажный предатель. А язык-то тут какой оживает - "Кураев продолжает лить воду на мельницу разжигателей!"(44-я мин) Вот и вся православная аналитика. То, что вода может как раз остановить дело разжигателей, не заметим...

Да, и вот за это мне тоже страшно обидно - за то, что сталинизм так легко возрождает себя в православном обличии, причем без сопротивления церковной среды и иерархии. Но, может, я неправ. И сам сталинизм это всего лишь "профанация православия", его "инобытие".

Ну, а ближе к финалу этой растянувшейся на час "пятиминутки ненависти" - опять классика: "не нужно никого травить, не надо ни на кого вешать ярлыки".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 203 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →