диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Дискуссия про онлайн-литургию. ч. 2.

Еще один полемический отклик на мои размышления про онлайн-литургию:

https://spzh.news/ru/socseti/71380-novaja-ekkleziologija-ot-andreja-kurajeva-i-igorya-savvy?fbclid=IwAR2DW6aAtvs2PtBAH6cNC4S0OrRZiTujibxyZQ0urvogmm7bPQ5AdqNz45Y

Отвечу на некоторые тезисы оппонента:

"почему-то Андрей Кураев считает, что священник с Дарами физического контакта не имеет. Это неправда, физический контакт присутствует во время всей службы".

Именно с Дарами до причастия священник как раз и не имеет физического контакта. Он производит прикосновения-действия с просфоркой на жертвеннике, а не на престоле, во время приуготовительной проскомидии, а не во время собственно анафоры. Лишь в конце анафоры он берет агнец в руки, чтобы разломить его для потребления (но не для освящения).

"На мониторе находится лишь цифровая картинка. С таким же успехом можно было бы освящать хлеб по фотографии. Что священник освящает в это время? Нолики и единички виртуальной машины?"

А что видит, осязает и освящает священник на обычной Литургии?
Во-первых, в его нервной системе зрительный сигнал точно так же превращается в "нолики единички" нервных импульсов.
Во-вторых, я не случайно напомнил про очки на носу у некоторых священников. Они тоже вполне механически корректируют образ в мозгу у священника (говорят, что глаз это уже часть мозга).
В-третьих, тут мы вернулись к истокам философии - досократикам и буддистам. Соотношение части и целого. Картинки и реальности.
Если священник может освятить лишь то, что он видит, то освящается агнец лишь тем своим боком, который доступен зрению иерея, и лишь на ту глубину, на которую этот его взор проникает. Неужто Рябко исповедует позицию "то, что я не вижу, то и не существует"? Или даже - "невидимое мною недоступно Божию действию"?
В-четвертых - ничего тут священник своими пальчиками вообще не освящает. Совершитель Таинства Один - Бог. Священник вкупе с мирянами служит этому таинству и приемлет его итог.
Кстати, "царственное священство" - миряне, люди молящиеся в храме - во время всей Литургии вообще не видят ни хлеба, ни вина, и только заочно-виртуально молятся об их освящении.


"Что должен в это время «чудить» в своей голове священник по поводу того хлеба, который лежит где-то там?! А если в это время такой кибер-поп что-то совсем другое вспомнит, и его представлялка не в ту степь поведет?".

Интересный вопрос. Я его ставлю уже много лет. Это вопрос о правоте или неправоте донатизма. Зависит ли таинство от личных нравственных качеств священника? Сколько было и есть попов, которые на литургии "ворон считают", и, совершая у жертвенника манипуляции, за десятилетия доведенные до автоматизма, думают о чем-то своем?!
Но в приведенном мною гипотетическом случае - литургия совершается одним каноническим священника с ведома его епископа для причастия гибнущих космонавтов - полагаю, что этот священник будет всерьез молиться.

"богослужение можно было бы транслировать из одного места и закрыть все остальные храмы за ненадобностью. Если так, то мы стоим на пороге совершенно новой экклезиологии, которая идеально подходит к Новому Мировому Порядку".

Так я об этом прямо и написал:
"если вдруг последний православный священник в мире, по хакерски взломав антихристову интернетсеть, обратится ко всем жаждущим пленникам "матрицы" с предложением освятить их хлебные пайки... Я бы не стал настаивать, что "ничего не выйдет".
https://diak-kuraev.livejournal.com/2914863.html

Кроме того, это уж очень вульгарный прием: из предложения "разрешить в порядке исключения" делать вывод, что скоро "это станет обязательным", а все остальное и привычное "будет запрещено".

Не говоря уже о том, что этот аргумент высмеян еще в фильме "Москва слезам не верит" (где некий не очень далекий телеоператор десятилетиями талдычит, что скоро телевидение закроет все театры и кинотеатры).

"И еще по поводу фантазий. Это то, что в святоотеческом учении всегда было под строгим запретом. Никаких воображаемых объектов любой христианин во время молитвы, а тем более священнослужитель, во время богослужения не должен держать в своей голове".

Ладно, будем считать, что я смог удержаться и не процитировал министра Лаврова... Священник как раз всю анафору только это и делает, что вспоминает "воображаемые предметы" - те, которых он никогда не видел, и тем не менее, "вспоминает":
"Воспоминая же эту спасительную заповедь и все, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение на третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное пришествие вновь". Полагаю, что хлеб в доме в духовного чада данного священника все же реальнее, чем пока еще не состоявшееся Второе пришествие.

И чем поминание священником отсутствующего на данной службе епископа или патриарха отличается от памяти об удаленном хлебе?

"Эти цитаты дают нам ответ на вопрос, что происходит с И. Саввой, А. Кураевым и теми, кто свои фантазии воспринимает как истину в последней инстанции".

Господин Рябко, это уже просто неприлично. Я говорю, что "это хороший повод для добротной богословской дискуссии", а вы опять свои фантазии обо мне выдаете за мою точку зрения. Вопрос ставит сама жизнь. И в поисках ответа надо взвешивать доброкачественность аргументов. Именно это я и предлагаю. И если услышу аргументированные возражения - меня это вовсе не огорчит. Я же не космонавт...


***
Тем временем свой взгляд выразил библеист Андрей Десницкий:

У меня тут неожиданно взяли мини-интервью для православного канала, спрашивали, что я думаю про литургию онлайн. Поскольку вряд ли это выйдет в неискаженном виде в эфир, отвечу здесь, и чуть более развернуто.
Я не вижу никаких принципиальных препятствий к тому, чтобы какие бы то ни было таинства совершались "на расстоянии", в т.ч. и онлайн. Но тут есть два основных варианта развития событий...
1. Есть община, которая без этого не может жить и которая не может встретиться лично.
2. Появляется еще одна онлайн-услуга для желающих.
(и много вариантов посредине, конечно).
Первое прекрасно, второе наоборот.
Вообще, столкновение с такой обыденной для настоящего Средневековья реальностью, как эпидемия, должно, полагаю, разрушить желание многих верующих играть в няшно-мимимишное придуманное Святое Средневековье, чем многие из них успешно занимались последние тридцать лет.
Но что будет не выходе, понятия не имею.
https://www.facebook.com/andrei.desnitsky/posts/3265732953461421

Поясню для тех, у кого замылены глаза: онлайн-причачтие - для НУЖДАЮЩИХСЯ, а не для желающих.

***

Впечатления участника такого действия:

19tuba_mirum87

16 мая 2020

Я один из участников данной онлайн литургии. Не описать эмоций после молитв в согласии и понимании, когда все молятся с от всей души едиными усты и единым сердцем. В церкви с 1998 г., точнее алтарничать начал в 98. Мне кажется такие положительные эмоции и душевную евхаристическую радость я испытывал в те далекие 90-е когда был ребенком. Отец Андрей спаси вас Господи за ваше мнение и всех комментирующих. От осуждающих и оскорбительных комментариев лишь укрепляюсь в уверенности выбранного мною пути.
Божьих благословений братия и сестры!
Tags: онлайн-причастие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 320 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →