диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Благочестие и Сионская горница

Как сложилась судьба стола после Тайной вечери? И вообще той комнаты в гостинице?

Более никто, кроме апостолов и епископов в нее не входил? Или стол был благочестиво сожжен, чтобы первый престол не стал снова банальным обеденным столиком для следующего посетителя - какого-нибудь иудея или язычника?

("Жители Иерусалима охотно предоставляли богомольцам, прибывающим в Иерусалим, нужные помещения, может быть, за известную плату. В одной комнате могли есть пасхального агнца несколько компаний. Число людей, евших этого пасхального агнца, определялось не менее 10 и не более 20 человек" - Толковая Библия Лопухина на Мф. 26,18)

Унесли ли апостолы с собой посуду (Первый Потир и Первый Дискос)? В камнях Иерусалима "закопать в непопираемом месте" ее было бы очень непросто.

Вновь скажу: Евангелие радикально стирает главное религиозное табу, основанное на делении мира на сакральное и профанное. Понятно, что мир (в том числе и мир православия) этой революции не принял. Даже иначе: "мир православия" как раз построен на радикальном отторжении этой нотки Евангелия.

А конкретно эти вопросы стоит ставить в связи с дискуссией об онлайн-литургии.
Потому что едва лишь кто-то хотя бы в мысли допустит такую домашнюю литургию, как тут же его благочестивое православное воспитание начнет ставить эти вопросы соблюдения сакральной стерильности - вплоть до того, можно ли потом использовать стол, на котором однажды стояла частица Причастия.

***

101 правило Пято-Шестого собора:

"Человека, созданнаго по образу Божию, божественный апостол велегласно нарицает телом Христовым и храмом. Выше убо всякия чувственныя твари быв поставлен, спасительными страданиями небеснаго достоинства сподобившийся, и ядущий и пиющий Христа, непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением Божественныя благодати. Посему, аще кто хощет, во время литургии, причаститися пречистаго тела, и едино с ним чрез причастие быти: руки да слагает во образ креста, и тако да приступает, и да приемлет общение благодати. Ибо из злата, или инаго вещества, вместо рук, некие вместилища устрояющих для приятия Божественнаго дара, и посредством оных пречистаго общения сподобляющихся, отнюдь не одобряем, яко предпочитающих Божию образу вещество бездушное и подчиненное рукам человеческим. Аще же кто усмотрен будет пресвятое причащение преподающий приносящим таковыя вместилища: да будет отлучен и сей, и приносящий оныя"

То есть неышня пактика прямо запрещается. Отлучению подлежит как пресвитер, так и причастник.
Tags: Литургия, Эпидемии, онлайн-причастие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 194 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →