диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Дискуссия про онлайн-литургию. ч. 3.

в разговор вступил Александр Овчаренко
https://spzh.news/ru/socseti/71398-prichastije--eto-samoje-vazhnoje-i-ono-sovershajetsya-tolyko-v-cerkvi

«священник единолично и произвольно не может менять, просто как ему вздумается, внешюю форму и условия Таинства».
Так поэтому свою первую запись на тему я и начал с фразы о том, что (предположим) канонический священник с ведома своего епископа...

«мы можем войти в тот онтологический момент, когда люди впервые причастились Вечности - к апостолам в сионскую горницу на Тайную Вечерю. Мы участвуем в той самой трапезе, а не в воспоминании о ней и не в повторении ее».
Ой, это же точная цитата из моей книги «Протестантам о православии» :)

«При так называемой "онлайн-литургии" происходит именно повторение, некий перфоманс».
Где тут повторение и чего? Молитва священника та же самая и одна. Даже его благословляющий жест может остаться одним, объемлющим и ту чашу, что стоит перед ним, и видеокамеру с монитором. Бог может одновременно совершать преложение тысячи агнцев в тысяче разных храмов (благо большинство православных живет в одном часовом поясе*). И это не считается «повторением».
Почему же тогда онлайн-литургия считается повтором?
И опять же – кем считается? Если ее (пока несуществующие в каноническом пространстве) совершители и участники так считать не будут – то этот упрек сторонних критиков не будет значить ничего.

«Величайшее чудо даже не в том, что хлеб и вино в Чаше стали Телом и Кровью, а в том, что мы становимся Христовыми. А это можно только в Церкви».
Кажется, кто-то тут путает понятия «храм» и «Церковь» (с большой буквы).
Православный человек, внешними обстоятельствами отлученный от храма, и желающий теме не менее причаститься, вполне принадлежит к Церкви.

«Чрез Святые Дары освящению подлежим мы сами: «святая - святым»».
Вот именно. И потому расстояние и стены не могут быть помехой желанию (интенции) священника и его духовного чада принять это освящение и желанию Бога препожать и это освящение.

«Вкушая Тело Христово, человеческое тело таинственно преображается в Тело Христа. Так, по опыту преп. Максима Исповедника, центральным моментом Литургии является пресуществление причастников во Христа. Кто причащается таинству достойным образом, тех оно преобразует сообразно самому себе. Христос преобразует верных в Себя».

И при чем тут эти прекрасные слова? Они описывают следствие причастия. А обсуждению подлежит вопрос о том, произойдет ли оно само при непреодолимом физическом разобщении «клира и мира». Если произойдет – то и последствия будут такие же, как и при «обычном» причастии.


* Уточняю: в одном поясе - вся Украина, Молдавия, Румыния, Болгария, Греция, Кипр, Сирия, Ливан, Израиль, Египет. Это и есть большинство православных храмов мира.
Tags: онлайн-причастие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →