https://spzh.news/ru/socseti/71398-prichastije--eto-samoje-vazhnoje-i-ono-sovershajetsya-tolyko-v-cerkvi
«священник единолично и произвольно не может менять, просто как ему вздумается, внешюю форму и условия Таинства».
Так поэтому свою первую запись на тему я и начал с фразы о том, что (предположим) канонический священник с ведома своего епископа...
«мы можем войти в тот онтологический момент, когда люди впервые причастились Вечности - к апостолам в сионскую горницу на Тайную Вечерю. Мы участвуем в той самой трапезе, а не в воспоминании о ней и не в повторении ее».
Ой, это же точная цитата из моей книги «Протестантам о православии» :)
«При так называемой "онлайн-литургии" происходит именно повторение, некий перфоманс».
Где тут повторение и чего? Молитва священника та же самая и одна. Даже его благословляющий жест может остаться одним, объемлющим и ту чашу, что стоит перед ним, и видеокамеру с монитором. Бог может одновременно совершать преложение тысячи агнцев в тысяче разных храмов (благо большинство православных живет в одном часовом поясе*). И это не считается «повторением».
Почему же тогда онлайн-литургия считается повтором?
И опять же – кем считается? Если ее (пока несуществующие в каноническом пространстве) совершители и участники так считать не будут – то этот упрек сторонних критиков не будет значить ничего.
«Величайшее чудо даже не в том, что хлеб и вино в Чаше стали Телом и Кровью, а в том, что мы становимся Христовыми. А это можно только в Церкви».
Кажется, кто-то тут путает понятия «храм» и «Церковь» (с большой буквы).
Православный человек, внешними обстоятельствами отлученный от храма, и желающий теме не менее причаститься, вполне принадлежит к Церкви.
«Чрез Святые Дары освящению подлежим мы сами: «святая - святым»».
Вот именно. И потому расстояние и стены не могут быть помехой желанию (интенции) священника и его духовного чада принять это освящение и желанию Бога препожать и это освящение.
«Вкушая Тело Христово, человеческое тело таинственно преображается в Тело Христа. Так, по опыту преп. Максима Исповедника, центральным моментом Литургии является пресуществление причастников во Христа. Кто причащается таинству достойным образом, тех оно преобразует сообразно самому себе. Христос преобразует верных в Себя».
И при чем тут эти прекрасные слова? Они описывают следствие причастия. А обсуждению подлежит вопрос о том, произойдет ли оно само при непреодолимом физическом разобщении «клира и мира». Если произойдет – то и последствия будут такие же, как и при «обычном» причастии.
* Уточняю: в одном поясе - вся Украина, Молдавия, Румыния, Болгария, Греция, Кипр, Сирия, Ливан, Израиль, Египет. Это и есть большинство православных храмов мира.