диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Дискуссия про онлайн-литургию. ч. 4.

Подключился митрополит Одесский Агафангел (по версии какой-то своей юрисдикции)
http://internetsobor.org/index.php/stati/avtorskaya-kolonka/mitropolit-agafangel-ob-osvyashchenii-sv-darov-cherez-internet?fbclid=IwAR1kuX4hROd_fXrSCHxzqysNSt1kluZU9hhKTNB6kKc_Hr_p2tnB_OxkaaQ

Об освящении Св. Даров через интернет

К сожалению, у двух горе-священников из ПЦУ, отслуживших по интернет литургию и "освятивших" при этом "святые дары" – хлеб и вино, которые у их прихожан "на удалении" лежали перед монитором компьютера или экраном смартфона (см. здесь), нашлись сторонники. Диакон Андрей Кураев, например, принял их сторону и на своих страницах в социальных сетях пропагандирует такую практику "онлайн-евхаристии".

Известно, что для Преложения св. Даров на Божественной Литургии необходим ряд условий – это может делать только епископ или священник – по установлению Самого Христа, избравшего Апостолов и благословившего их "творить сие в Его воспоминание" (см. Лк 22.19; 1Кор 11.24-25), а затем самих Апостолов, рукополагавших для этого епископов и пресвитеров.

Священнослужителем предварительно приготовляется на Жертвеннике Агнец – образ жертвоприношения за грех, которое может приносить только священнослужитель-жрец, как это было в Иерусалимском храме, и никто иной – именно так был приготовлен жертвенный агнец, которого вкушали за Тайной вечерей Христос и Апостолы.

Само Преложение Даров происходит на Евхаристическом каноне, который является единой Евхаристической молитвой и включает в себя, помимо нескольких тайных и общих молитв, ещё и определённые действия с Агнцем – его возношение, благословение и преломление, как это сделал Христос на Тайной вечере, как сказано в Евангелие. Прелагается в Тело Христово только АГНЕЦ – ни частицы Богородичной просфоры, ни ангельской, ни за здравие и упокой, которые лежат рядом на дискосе, Телом Христовым не становятся. Священник, благословляя рукой хлеб, благословляет только Агнец; преломляя затем Агнец, священник молится: "Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй". Причащаются все только частицами Агнца Божьего и Кровью Христовой, и никакими иными частицами, лежащими на Дискосе, поскольку они Телом Христовым не являются.

Хлеб, к Агнцу не имеющий никакого отношения и лежащий перед экраном монитора, не может преложится в Тело Христово, даже если бы он, этот хлеб, лежал не за много километров от Алтаря, а оказался на самом Дискосе рядом с Телом Христовым.

Даже только мысль, что само Тайнодействие Евхаристии может передаваться по интернету, является грехом – либо кощунством, либо глупостью. Было удивительно узнать, что у этого безумного начинания нашлись сторонники.
***

Из этого потока слов трудно выцедить аргумент. Кажется, он вот:

"Хлеб, к Агнцу не имеющий никакого отношения и лежащий перед экраном монитора, не может преложится в Тело Христово, даже если бы он, этот хлеб, лежал не за много километров от Алтаря, а оказался на самом Дискосе рядом с Телом Христовым".

Увы, похоже, автор незнаком с практикой древне-римской Церкви.

Подсказка - слово fermentum

Когда Римская церковь увеличилась настолько, что возникла необходимость одновременно в нескольких евхаристических собраниях, епископ отделял от освященного Хлеба частицы (fermentum) и рассылал их с диаконами своим пресвитерам, которые совершали Евхаристию в других частях города, а те соединяли их с Дарами, приносимыми в их собраниях. Этим выражалось единство и единственность евхаристического собрания и Евхаристии города, возглавляемой одним епископом.

"Это так называемая литургическая практика фермента. О ней мы имеем вполне определенные сведения из первых годов V-гo столетия, т.е. из того времени, когда уже в Римской церкви наряду с главным епископским собранием существовали дополнительные богослужебные центры, в которых Евхаристия совершалась пресвитерами. Эта практика заключалась в следующем: римский епископ после освящения даров рассылал по титулам (городским церквам) частицы освященного Агнца. Пресвитеры титулов при совершении Евхаристии присоединяли эти частицы к дарам, которые они освящали. Обычай фермента в этой своей форме представлял из себя вторую стадию литургической практики римской церкви. Когда с численным увеличением римской церкви и с усилением гонений кроме епископского собрания возникли дополнительные богослужебные центры, то в них совершался "синаксис", соответствующий приблизительно нашей первой части литургии, после которого пресвитеры причащали верных, участвующих в синаксисе, дарами, присланными епископом. Все это показывает, что римская церковь, наиболее традиционная, твердо держалась практики единого Евхаристического собрания. Если бы в начале в римской церкви было несколько Евхаристических собраний, то такого рода практика была бы непонятной. Когда количество богослужебных центров увеличилось, то присылка римским епископом даров для причащения в дополнительные богослужебные центры фактически стала невозможной. Обычай фермента свидетельствует, что вопреки эмпирическим фактам римская церковь рассматривала епископское собрание, как единое Евхаристическое собрание своей церкви, а дополнительные богослужебные центры, как его пространственное распространение"
http://www.golubinski.ru/ecclesia/trapeza_poln.htm

То есть два агнца все же принимали участие в одной литургии.

И еще: В воскресенье Великого поста в многоштатном приходе настоятель освящает три агнца из трех разных просфор. В среду Литургию Преждеосвященных Даров служит второй священник на одной из них - и освящавший ее настоятель не участвует в этом хлебопреломлении. Зато второй священник причащается дарам, которых он сам не освящал.
Tags: онлайн-причастие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 99 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →