диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Владимир Легойда: Эти женщины реально поломали себе жизни

Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда рассказал "Татьянину Дню" о сегодняшней акции у Храма Христа Спасителя, своем отношении к открытому письму Лидии Мониавы и дал оценку информационного фона вокруг антицерковной акции "Pussy Riot".



- Владимир Романович, сегодня рядом с Храмом Христа Спасителя состоялась акция в поддержку молодых женщин, совершивших кощунство в этом храме. Вы были очевидцем, что же происходило на территории главного собора столицы?

- Мне поступила информация о том, что у Храма Христа Спасителя планируется "коллективная молитва" за участниц так называемого "панк-молебна". И поскольку сегодня я находился в городе, то принял решение подъехать к храму, который, правда, был в это время закрыт, поскольку Великим постом в нем всегда планово проводятся мероприятия по подготовке собора к празднику Пасхи. При этом на территории Храма Христа Спасителя был открыт храм Державной иконы Божией Матери и там находился дежурный священник, который был готов принять всех тех, кто собрался на эту "коллективную молитву". И сотрудники охраны всем подходившим объясняли, куда они могут пройти помолиться. Однако ни один из участников так и не зашел в храм, и заявленной ими же "коллективной молитве" они предпочли курение перед церковными стенами и общение с журналистами. Видимо, оба этих действия были исполнены молитвенного духа.

- А сколько человек, по Вашим оценкам, приняло участие в этой акции? И были ли представителями Церкви сделаны попытки вступить в диалог с ними?

- Очень сложно оценить, сколько людей пришло на эту акцию именно для участия в ней, поскольку среди пришедших было немало журналистов. В итоге к собравшимся вышел ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, который предложил присутствовавшим пройти в храм, чтобы пообщаться, и более того - был готов в виде исключения открыть Храм Христа Спасителя для настоящей коллективной молитвы. Однако пришедшие оказались неготовыми к такому предложению и с элементами легкой издевки отказались от него. Затем к собравшимся вышел руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский, который вызвал интерес, главным образом, у прессы.

- А какова была цель Вашего присутствия? Попытались ли Вы пообщаться с этими молодыми людьми?

- Я был на связи с коллегами, находившимися в Храме Христа Спасителя, в частности, с уже упомянутым о. Михаилом Рязанцевым, и мне показалось, что если участники акции окажутся готовыми к диалогу, то я бы мог принять участие в разговоре. Но, к сожалению, этого не произошло. Впрочем, с подобной реакцией я сталкиваюсь уже не впервые. Так, когда более года назад молодые атеисты устроили антицерковный "перформанс" в Санкт-Петербургском университете, я предложил им пообщаться, но реакции не последовало.

- Владимир Романович, а какой, на Ваш взгляд, должна быть информационная реакция на подобные акции со стороны православного сообщества?

- Сейчас очень много людей говорят о том, как в сложившейся ситуации должна вести себя Церковь. Иногда даже для меня это неожиданно, поскольку с советами выступают люди, которые вдруг стали специалистами по данному вопросу. В основном, это - коллеги-журналисты, в частности, с канала "Дождь", которые буквально вчера с большой уверенностью говорили о том, как должна реагировать Церковь и Патриарх.

При этом Церковь сейчас проявляет максимальную открытость и готова к общению. Но нельзя забывать, что эти женщины не просто вышли на некую PR-дорогу, устланную цветами, но реально поломали себе жизнь. К сожалению, сами они этого не понимают. Надеюсь, лишь пока не понимают. Но православные люди, которые молятся об их вразумлении, отлично это знают, а потому не могут не жалеть тех людей, которым теперь жить с этим страшным грузом, и которые пока вовсе не желают от него избавиться.

- А не считаете ли Вы открытое письмо Лидии Мониавы и ее сторонников, призывающих Патриарха выступить в оправдание кощунниц, тоже ошибкой, пусть не столь страшной, но не менее недопустимой?

- В таких призывах к милосердию я бы вот что отметил.

Первое - когда говорят о необходимости отпустить участниц этого действа, само их деяние как-то уходит в тень. Но сейчас крайне важно не только для нашего церковного сообщества, но и для всего гражданского общества говорить о том, что же на самом деле произошло, насколько это страшная вещь. И об этом нельзя забывать ни в коем случае.

Второй момент. Недавно я читал в Живом Журнале девушки, выступившей с обращением к Святейшему Патриарху, что когда произошло кощунство в Храме Христа Спасителя, ее это не оскорбило. Она даже оценила этот "панк-молебен" как "шикарный" (правда сейчас, говорят, стерла этот пост). Быть может, именно поэтому она так печалуется о людях (что хорошо), но совсем не печалуется о том, что они сотворили. При этом лично для меня было физически (я не оговорился: именно физически!) больно, когда я увидел ролик в сети. Чувство, которое я испытывал, когда с большим трудом заставлял себя смотреть полутораминутный ролик о случившемся, было примерно таким, как если бы при мне оскорбляли мою маму, а я ничего не мог сделать.

И, наконец, третье. Когда сейчас просят проявить милосердие, важно понимать, что имеется в виду. Смягчить наказание? Так ведь никакого наказания еще не последовало. Идет рассмотрение дела в правовом поле. И это очень важно, чтобы оно происходило и было завершено. И если будет вынесен приговор - а мне кажется, что правовая оценка совершенному должна быть дана - то в случае его жесткости я не исключаю, что Церковь будет ходатайствовать о том, чтобы он был смягчен.

http://www.taday.ru/text/1516987.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 935 comments