диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

"Спас" опять соврамши

Сейчас опять на легойдовском "Спасе" в умильно-елейном повествования о К. и М. соврали. Мол, хазарский хан (на каган!) по итогам их миссии крестился. Этой сказки нет даже в Житии К. и М. То есть - "факт" придумали просто на лету.Более того - вскоре после поездки святых братьев Хазария приняла иудаизм в качестве государственной религии.

Это была их прямая ложь. А маленьким враньем было умолчание о том, кто же Мефодия рукоположил во епископа (правильный ответ: римский папа, вдобавок пребывавший в отношениях взаимных анафем со св. кпльским патриархом Фотием).

Вопрос: ну почему православные пропагандоны так не уважают свою паству и сознательно сужают ее состав до людей, которые не состоянии проверять вообще ничего, кроме срока годности молока?

Впрочем, именно согласно Житию и сам равноап. Кирилл в диспутах не гнушался фейками:

Иудеи, считающие Иисуса человеком, упрекали христиан строчкой из писания: «Проклят всяк надеющийся на человека». Кирилл же ответил им: «Но в Псалтыре же сказано – «человек мира моего, на него же уповал» Человек же тот – это Христос»

(Сказали же снова: «Как вы уповаете на человека и поступаете, как благословенные (Богом), а Книги проклинают такого?». От­вечал Философ: «А Давид — проклят или благословен?». Ска­зали же они: «Даже очень благословен». Философ же сказал: «А мы на того же уповаем, на кого и он. Сказал ведь в псалмах: „Человек мира моего, на него же уповал“. Человек же тот — это Христос, Бог, того же, кто уповает на простого человека, и мы проклинаем» - Житие Константина, 10 // Сказания о начале славянской письменности. М., 1981, с. 82).

Это Пс. 40,10: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту».
Христос это относил к Иуде – Ин. 13, 18; Деян. 1,16. Св. Кирилл относит эти слова к Самому Христу…

А дальше идет фрагмент, который издатели Жития из Троице-Сергиевой Лавры вообще предпочли вырезать, сказав, что оно «представляет трудности при переводе» (Тахиаос А. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. Сергиев Посад, 2005, с. 280).

На самом деле никакой трудности перевод не представляет, просто герой жития в этом месте ссылается на апокрифы «Ни о ком из них (патриархов до-авраамовых времен) неизвестно, чтобы было у него две жены, и поэтому урезал Господь член его, чтобы означить предел, которого затем переступать не подобает. Также сотворил Он и с Иаковом, охромив жилу бедра его, так как взял себе четыре жены. И больше неизвестно, чтобы он жил с женой. Авраам же не понял этого» (Сказания о начале славянской письменности. М., 1981, с. 83).

Житие сообщает также о диспуте Константина с некиим иконоборческим патриархом «Аннием».

Возможно, это был ушедший в отставку патриарх Иоанн Грамматик, однако, «рассказ агиографа об организации диспута между Константином и Иоанном Грамматиком в настоящее время вызывает единодушные сомнения всех исследователей. После восстановления иконопочитания в 843 г. ни разу не вставал вопрос о возобновлении публичных споров с “иконоборцами”. С другой стороны, поскольку Иоанн Грамматик пользовался репутацией несравненного полемиста и оратора, сумевшего с помощью “диалектических” доводов обратить в свою веру многих противников, то в житиях ряда святых — современников иконоборческого патриарха — появляются описания явно вымышленных диспутов, в которых святой одерживает полную победу над “ересиархом” (см.: Dvornik F, Les legendes de Constantin et Methode vues de Byzance. Prague, 1933, pp. 73-77).

Как бы то ни было - в Житии читаем: «И сказал старец: "Если Бог сказал Моисею: не сотвори всякого подобия, то почему же вы делаете иконы и поклоняетесь им?" Философ ответил: "Если бы сказал: не сотвори никакого подобия, то был бы ты прав, но Он сказал "всякого", то есть лишь достойное"» (Житие Константина, 5). Но в Писании сказано именно «никакого -  пантос - изображения» (Исх 20,4; Втор. 5,8). Довод Константина был бы допустим, если бы там стояло  пантиос.

Но для 14-летнего мальчика простительно… Правда, для оценки достоверности этого житийного рассказа надо еще учесть, что учителем св. Кирилла был именно иконоборческий философ Лев, епископ Солунский .
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 144 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →