диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Дела миссионерские

Совет Победоносцева цесаревичу Николаю (1891):



Есть вот такой рассказ про то, как будущий св. Агафангел, митрополит Ярославский, а тогда еще молодой викарий Киренский, готовился к этому посещению:

«В начале октября 1891 г., во время проезда епископа Агафангела через Бажеевский и Аларский миссионерские станы, по распоряжению Балаганстского исправника были собираемы для крещения буряты трех ведомств: Аларского, Ныгдинского и Куйтинского.

В числе их были и изъявившие согласие на принятие крещения, но одновременно привлекалось и много таких, которые не имели никакого желания креститься и не выражали на это своего согласия. Привлечение это сопровождалось целым рядом насилий: местные «инородческие» власти, находившиеся в полном подчинении у полиции, — иногда при непосредственном участии священников-миссионеров, — «нападали на жилища некрещеных инородцев днем и ночью… крестили тут же, или тащили ко крещению, против желания, в миссионерский стан».

Если некоторые сопротивлялись, отстаивая веру своих предков — буддизм, то таких били, подвергая голоду и холоду, взыскивая при этом денежные штрафы, а затем все-таки приводили насильственно в православие… Побои и истязания совершались даже и в самом храме».

Гирченко В. Страница из истории христианизации бурятского населения в конце XIX в. // Жизнь Бурятии. Верхнеудинск, 1926. № 1–3. сс. 99, 100.

https://cyberleninka.ru/article/n/buddizm-v-rossii-rossiyskie-buddologi-o-buddizme-v-rossii/viewer

(Владимир Петрович Гирченко (1878—1953) — историк, архивист, краевед, внук декабриста Владимира Александровича Бечаснова. Отец был заседателем городской ратуши, членом городской управы, первым директором верхнеудинского городского общественного банка... С 1910 года начал изучать архивы Верхнеудинска. С октября 1924 года по октябрь 1931 года Владимир Петрович работал заведующим первого Архивного управления Бурят-Монгольской АССР. В поездках по республике собирал, систематизировал и описывал материалы для архивного фонда. Занимался историей и этнографией бурят.)


В церковной прессе тех лет другое видение событий:

«29-го апреля 1890 года с Божиею помощию совершилось освящение нового благолепного каменного миссионерского юбилейного храма в честь святителя Христова Иннокентия, Иркутского чудотворца, в Аларском ведомстве, при Аларской Инородной Управе (бывшей Степной Думе), в Аларском Иннокентиевском стане.
На освящении изъявили желание быть оба Владыки — Высокопреосвященнейший Вениамин [Благонравов] и Преосвященнейший Агафангел, начальник Иркутской духовной миссии. О дне посещения Владык и освящения храма заранее было объявлено в окрестностях, причем родоначальники как нашего стана, так и соседнего, Бажеевского, были прошены сделать известным приезд архипастырей между вверенными их управлению инородцами, чтоб желающие креститься воспользовались случаем принять св. крещение от рук святителей. 28-го апреля рано Владыки прибыли в Бажей. Окрестив там сто двадцать восемь человек, Владыки прибыли к нам около 4-х часов вечера и остановились в квартире миссионера. Откушав наскоро по стакану чая, они отправились в новоустроенный храм, где ожидали их сто тридцать семь человек инородцев, желавших вступить в лоно Православной Церкви чрез принятие св. крещения от рук святителей. Крещение совершал сам Высокопреосвященнейший Вениамин, миропомазание — Преосвященнейший Агафангел. Замечательно, что теперь крестились многие убеленные сединами старцы и старицы, читавшиеся до сего времени ревностными приверженцами ламаизма, оплотом его, и крестились, с великою радостию толкая друг друга, чтобы поскорее окреститься; принимали с особенным усердием святое крещение от рук святителей и такие, которые раньше изучали порядок ламского идолослужения, чтобы попасть в ламы, и до сего времени не только сами упорно державшиеся ламства, но и поддерживавшие дух ламского суеверия в других.

На другой день, 29 апреля, архипастырями при массе богомольцев было совершено по чину освящение храма. Крестный ход приблизился ко входу, к дверям храма... Дрогнуло сердце аларцев и покатились слезы радости из глаз лиц, принимавших деятельное участие в созидании храма, когда раздались слова Владыки: Возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.
За обедом голова Куйтинского (отделившегося от Аларского) ведомства г. Балехаев доложил Владыкам, что вверенные его управлению сородичи, в ознаменование совершившегося великого торжества освящения и совместного посещения Владык, желают принять святое крещение от рук святительских и уже ждут их в Управе.
Около 5-ти часов вечера Владыки отбыли в Куйту, по пути посетив Аларского инородческого голову П. П. Баторова; в Куйте было окрещено 70 человек. А всего в ознаменование сего события приняли от рук святительских дары Святого Духа, возрождающие и возвращающие в жизнь духовную, более трехсот двадцати человек. Так закончилось торжество Иркутской православной миссии в Алари. Слава и благодарение Богу!
Аларский миссионер, священник Николай Затопляев

Прибавление к Иркутским епархиальным ведомостям 1890. 13 октября № 41. (републ.: Ради мира церковного. Жизненный путь святителя Агафангела. кн.1. М., 2005, сс. 137-138)


Следующий год:

ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА Пятница 19 июля.
Сего числа Его Преосвященство Преосвященнейший Агафангел, епископ Киренекий, второй викарий Иркутской епархии, выехал для крещения бурят, пожелавших принять крещение в память посещения Сибири Его Высочеством Великим Князем Цесаревичем Николаем Александровичем.

19 июля сего года в Боханском миссионерском стане совершено крещение 280 человек бурят, изъявивших желание принять святое крещение в ознаменование незабвенного и дорогого для всей Сибири посещения ее Его Императорским Высочеством Наследником Цесаревичем Великим Князем Николаем Александровичем и в увековечение воспоминания о сем посещении в своем потомстве. Заявивши о своем желании принять святую православную веру Его Высочеству во время посещения Его Высочеством Вознесенского святителя Иннокентия монастыря 24 июня сего года, с тем, чтобы всем лицам мужеского пола было наречено носимое Государем Наследником Цесаревичем святое имя «Николай», получивши Высочайшее на то соизволение Государя Наследника Цесаревича, Боханские буряты с восторгом встретили известие о таком милостивом акте воли Его Высочества и усердно начали готовиться.


Из годового отчета еп. Агафангела:

Теперь мы перейдем к обстоятельствам исключительным, особенно неблагоприятно отразившимся на деле миссии в минувшем году. Читатели этого отчета, интересующиеся миссионерскими вопросами, конечно, не могли не обратить внимание на появление в начале первой половины отчетного года в некоторых органах столичной и провинциальной печати различных сообщений, заметок и даже целых особых статей, касающихся деятельности православных миссий в Иркутской епархии и положения ламства и ламаитов.
Некоторые из этих статей заключают в себе разоблачение таких приемов, практикующихся якобы иркутскими миссионерами при крещении инородцев, какие способны совсем уронить дело православных иркутских миссий в глазах всего русского просвещенного общества и правительства, конечно, в том случае, если бы такие сообщения подтвердились достоверными фактами. Но как выяснила сама печать, на основании этих сообщений лежал лишь факт подачи несколькими инородцами Аларского ведомства жалоб на насильственное крещение их Аларским миссионером [священником Николаем Затопляевым], жалоб, по расследованию оказавшихся гнусной клеветой, причем инородцы оказались этому делу почти непричастны.
Но если обвинения Аларского миссионера в насилиях, произве¬денных им над бурятами ламаитами для обращения их в христианст¬во, оказались, по расследовании, полнейшей выдумкой и клеветой, если распространившиеся в печати слухи об этих насилиях печатно уже и опровергнуты документальными данными, то, тем не менее, нужно сознаться, что вся эта интрига против миссии,достигал своей цели вполне…
Как на пример укажем на Аларский стан – центр борьбы с ламаитством. Здесь за отчетный год (1892?) число крещеных язычников определилось в 46 человек, тогда как за прошлый год оно доходило до 360 человек.

Влияние ламской интриги не ограничилось Аларским ведомством: оно отозвалось, например, в Тункинском крае. «Зловредные слухи, распространяющиеся против миссии врагами ее, — говорится в отчете Жимыгытского миссионера священника Флоренсова, — посредством газетных и других оклеветаний и кляуз печальным образом отразилось и у нас. Пронырливый поверенный по ламским делам Шойдак Болгунов весной отчетного года, возвратившись из Иркутска, усердно распространял в Тунке и в Хорбатской управе газетные слухи о насильственных будто бы крещениях бурят и подаче нескольких сотен прошений по этому поводу новокрещенными на миссионеров.

Пользуясь смущением новокрещенных, как последствиями этих слухов, ширутей дацана, узнавши о приезде начальника миссии [епископа Агафангела] в Тунку, поспешил объехать все улусы и побудить бурят на подачу прошений на миссионера. И действительно, было подано три прошения, которые по дознанию оказались клеветой, но, тем не менее, произвели должное впечатление на желавших быть христианами.
Начальник Иркутской духовной миссии
Агафангел, епископ Киренский

(СС. 147-149)


Истина посередине? В оправдании еп. Агафангела удивляет, однако, указание на газеты как на причину кризиса миссии. Неужто буряты 19 века в тайге читали петербургские газеты? Но если и так – то важно отметить, что именно давление светской прессы приводит к снижению градуса административных миссионерских приемов.

О крепости и осознанности крещения в честь визита принца, а не в честь Христа, говорить излишне…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →