диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Наша служба и опасна и трудна

протоиерей Николай Рыжков служил в Праге (= одна из столиц Австро-Венгерской империи), когда началась война.

22 августа 1914 года петербургское "Вечернее время" опубликовало статью, в которой утверждалось, что "протоиерей Рыжков был горячим сторонником объединения... славянских народов Австрии под скипетром русского государя и в этом направлении энергично работал в Праге".

Другие газеты перепечатали это известие, что только сыграло на руку австрийской военной прокуратуре. Священника заключили в тюрьму и вскоре перевели в Вену, где он провел 22 месяца в одиночной камере в "башне смерти".

7 мая 1917 года суд приговорил отца Николая к смертной казни через повешение.

Временное правительство начало через посредников переговоры об обмене священника на задержанного в России униатского митрополита Андрея Шептицкого. Обмен состоялся, и отец Николай вернулся в Петербург.


***
Спустя сто лет столь же феерично Якунин подставил митр. Владимира Сабодана. Вручая в Киеве ему свой значок, Якунин перед телекамерами заявил "мы высоко ценим ваши труды на благо нашей Родины".


***
«<...> Вы сказали ясно и открыто, что всякое торжество болгар есть смерть России, что у балканских народов не должно быть ничего своего, что они должны принадлежать России — или, если говорить прямо, должны быть поглощены вашим государством. Жестокие покровители! Как верно оказалось изречение, что вы делаете из народов мосты, чтобы пройти по ним, а потом и мост забираете. Как правдиво сказал один наш соотечественник, что вы не знаете грамматики, поскольку не различаете "твой" и "мой"! <...> Ваша страсть к объединению славянских племен — прямо чингисхановская! Вы хотите, чтоб в славянском мире простирались не современные братские связи, не свободные начала, не полное развитие всякой народности сообразно с ее нравами и обычаями, не полная терпимость ко всякой местной культуре — но отжившие византийско-татарские порядки. Вы хотите заставить умолкнуть всякую народность, чтобы всякое разумное существо восхищалось лишь одними Царь-колоколом да Царь-пушкой, чтоб не было разницы между "твой" и "мой", чтоб торжествовало одно лишь православие, ваше православие, которое хуже идолопоклонства. Одним словом, вы хотите дать больший простор плети и поповской молитве; хотите вернуть народы в татарский век. То, что это ваша мечта, ваш девиз, подтверждается постоянно <...>».

Захарий Стоянов. Письмо освободителю Аксакову (или Кто как понимает панславянство)

Газета «Независимост», 12 марта 1886 г. // colta. ru /articles /literature /5145-opeka-nad-narodami-bud-to-pravoslavnaya-bud-to-gnilo-zapadnaya-vsegda-dlya-nih-ubiystvenna (пробелы убрать)


«Евреям должно учиться человеколюбию у нас — русских: пред нами они всегда кругом виноваты. <...> Русские никогда в истории не заявили себя делами эгоизма, злобы и насилия над малыми народностями. <...> К объединению с русским народом, без потери своей национальности и языка, должны стремиться все народности; но русский народ на этом пути всегда стоял и стоит одиноко».
Свящ. И....ский. Спасение Холмской Руси в слиянии с русским православным народом // Холмская церковная жизнь. — № 2, 1907. — Сс. 36–39.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments