диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Будни апологета

Инерция традиции и нужды актуальной апологетики заставляет «вчитывать» в тексты даже то, чего в них нет.

В 1962 году замечательный человек, фронтовик, наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов), произнес проповедь об одном древнем святом:

«Святитель Василий Великий любил пышность, благолепие. Его митры так блестели, что невозможно было смотреть на них. Они были украшены драгоценными камнями, его архиерейская одежда была из дорогой парчи и также украшена дорогими камнями. Красивая одежда архиерея Божия есть слава, благолепие Церкви земной, которая есть образ благолепия Церкви Небесной, духовно торжествующей.
Во времена святителя Василия Великого жил в пустыне великий святой подвижник Ефрем Сирин. До него дошел слух о святителе Василии Великом. Он оставил пустыню и отправился в Кесарию Каппадокийскую посмотреть такого великого мужа — архиерея Божия. Он пришел в храм, когда служил сам Василий Великий, и когда преподобный Ефрем Сирин увидел его пышные блестящие одежды, то соблазнился и сказал себе: «Какой же это святой, если на нем такие пышные и великолепные одежды?» Но когда святитель Василий Великий вышел, чтобы сказать проповедь, то преподобный Ефрем Сирин видел, как из уст его исходил огонь. Святитель же Василий духом знал, что пришел из пустыни к нему гость, и он посылает своего служителя позвать его к себе, и когда преподобный Ефрем Сирин пришел к нему, то пал на колени перед святителем и просил благословения, так как сам увидел в нем великую благодать Святого Духа в виде огня, исходившего из уст его».
https://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/propovedi/propovedi-arkhim-alipiya-voronova/1187-slovo-v-prazdnik-obrezaniya-gospodnya-i-pamyat-svyatitelya-vasiliya-velikogo

На самом деле это очень вольные вариации на тему рассказа, размещенного в анонимном сборнике по имени "Пролог":

"Однажды преподобный Ефрем Сирин, живший в пустыне, стал просить Бога открыть ему, насколько преуспел в духовном делании святитель Василий Великий. Молитва его была услышана, и он узрел огненный столп, простиравшийся от земли до неба. И при этом послышался голос: «Ефрем, Ефрем! Как велик огненный столп, который ты видел, так велик и Василий». Тогда Ефрем, взяв с собой переводчика, знавшего греческий язык, пошел с ним в Кесарию, где Василий Великий был архиепископом. Прибыли они в Кесарию в самый праздник Богоявления Господня, и Ефрем тотчас же отправился в церковь, где служил Василий. Увидев его в великой славе и чести, окруженного сонмом священнослужителей, Ефрем обратился к своему спутнику: «Напрасно мы с тобой трудились, брат! Таким ли я ожидал его видеть. Может ли он быть велик перед Господом, когда находится в таком чине и почестях? Нет, напрасно мы понесли тяготу дневную и зной! И я опять удивляюсь, как такой человек может быть подобен огненному столпу». А между тем Василий Великий послал архидиакона позвать Ефрема в алтарь. Когда архидиакон передал Ефрему приглашение Владыки, Ефрем сказал: «Владыка, должно быть, ошибся: мы странники, и он нас не знает», — и остался на своем месте. Тут началась проповедь. И что же? Во все время проповеди преподобный, к своему ужасу, видел как бы огненный язык, исходивший из уст святителя Василия. После проповеди архиепископ сказал архидиакону: «Пойди скажи пришельцу, к которому я посылал тебя, так: «Господине Ефреме, вниди во святый алтарь»». Архидиакон сказал. Тогда преподобный воскликнул: «Воистину велик Василий! Сам Дух Святой вещает его устами!» Когда же после литургии он увидел архиепископа, тот сказал ему: «Рад я видеть тебя, умножившего в пустыне учеников Христовых и бесов изгонявшего именем Христовым. Но зачем ты пришел видеть меня? Ведь я — человек грешный?» Ефрем был поражен. Но затем, причастившись Святых Тайн из рук святого Василия, он обратился к нему с просьбой, чтобы он испросил ему разумение греческого языка. Молитвой архиепископ испросил ему это разумение, потом посвятил его сначала во диакона, а после и во пресвитера. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 424.)

Но и рассказ Пролога не имеет подтверждений в Житии Василия Великого и его творениях.

Он представляет собой опять же сильно расцвеченный пересказ «Похвального слова св. Ефрему» («атрибутированного свт. Григорию Нисскому» -как осторожно пишет митр. Иларион Алфеев https://monasterium.ru/doklady/doklady-all/prepodobnyy-efrem-sirin-i-ego-dukhovnoe-nasledie/).

«Когда же из Ефессы, путеводимый Духом Святым, пришел Ефрем в Кесарию Каппадокийскую, то там он увидел великого Василия – уста церкви, златого певца догматов. Узрев его, старец начал ублажать многими похвалами; ибо прозорливым оком он усмотрел, что на правом плече Василия сидел блестящий голубь, который внушал ему слова учения, а он передавал их народу. По внушению сего же учительного досточтимого голубя и Василий известился о прибытии его и узнал, что это Ефрем Сириянин. Так оба они взаимно насладились благовременным духовным сближением, и тяжелый труд пути доставил пользу Ефрему» (28 января).
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/pohvalnoe_slovo_Efremu/

(соответствующий этому рассказ содержится в Житии Ефрема Сирина в составе Четьих Миней св. Димитрия Ростовского –
https://dimitryrostovsky.ru/wp-content/uploads/2018/04/%D0%A7%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%B8-%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B8.%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0-%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F.pdf)

Сравниваем источник с финалом его вольных пересказов. Эти искажающие пересказы делали хорошие люди, которые при этом вовсе не хотели быть новаторами и не понимали, что они создают новые тексты. И именно эта их бессознательность очень важны для понимания той атмосферы и той культурной традиции, которая вещала через них.

Архимандрит Алипий очень устал от постоянных нападок советской прессы на «поповскую роскошь» и напоминаний про то, как церковники прятали свои сокровища от голодающих Поволжья. И поэтому текст Пролога, в котором нет ни слова о роскошных облачениях и бриллиантах, он переложил именно так.

«Почести» и поклоны, оказываемые епископу младшими служителями, превратились в драгоценности. Красивая сказка стала пошлой по той причине, что была утилизована для не очень честной апологетики.
Tags: История и гомилетика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →