диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:
Что нам можно исповедоваться монаху, не имеющему священства, ты обнаружишь это бывшим со всеми с тех пор, как покаянное одеяние и облачение было даровано Богом Его наследию и монахи получили свое имя, как написано в богодухновенных отеческих писаниях, вникнув в которые, ты найдешь, что истинно сказанное. До них [монахов] одни архиереи получали словно от божественных апостолов по преемству власть вязать и решить. Но с течением времени, когда архиереи стали негодными, это страшное поручение перешло к священникам, имеющим жизнь непорочную и удостоенным божественной благодати. Затем, когда и они [все] вперемешку, иереи вместе с архиереями, уподобились остальному народу и многие — как и ныне — начали попадать [во власть] духов обольщенияc и тщетных пустословий погибать, оно, как сказано, перешло к избранному народу Христову — я говорю о монахах: оно не было отнято от священников или архиереев, но они сами сделали себя чуждыми ему. «Ибо всякий священник, посредник между Богом и людьми, поставляется на служение Богу, — как говорит Павел, — и должен приносить жертву как за народ, так и за себя». Но начнем повествование с более раннего [времени] и увидим, откуда, как и кому изначально была дана эта власть священнодействовать, вязать и решить, и так постепенно станет ясным решение [того], о чем ты спрашивал, не только тебе, но и всем другим людям.
Когда Господь и Бог и Спаситель наш сказал имеющему сухую руку:
«Прощаются тебе грехи твои», — евреи, услышав, говорили: «Сей глаголет хулу. Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?». Таким образом, отпущение грехов еще не давалось ни пророками, ни священниками и никем из тогдашних патриархов. Посему и негодовали книжники, словно провозглашалось некое новое учение и необыкновенное дело, Господь же не порицал их за это, но, скорее, научил [тому], чего они не знали, явив Себя дарующим оставление грехов как Бог, а не как человек, ибо Он говорит им: «Дабы знали вы, что власть имеет Сын Человеческий отпускать грехи». Он говорит «имеющему сухую руку: Протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая», — через видимое чудо уверяя в большем невидимом. Так [было] с Закхеем, так — с блудницей, так — с Матфеем из сбора пошлинe, так — с Петром, трижды отрекшимся, так — с расслабленным, излечив которого и найдя затем, Он сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось чего хуже с тобою». Сказав это, Он показал, что тот из-за греха впал в оную болезнь, а избавившись от нее, получил и оставление своих грехов. Ни у кого из них не было нужды в длительном времени, посте, сне на земле, но только в обращении, вере несомненной, отсечении порока, искреннем покаянии и многих слезах, как у блудницы и у Петра, «плакавшего горько». Здесь начало сего великого дара, подобающего только Богу, Который один имел его, а потом оставляет Своим ученикам таковое дарование вместо Себя,собираясь взойти на небо. Давайте узнаем, как Он передал им такое достоинство и власть, и кто [они] и сколько [их было]: одиннадцать избранных, когда «двери были заперты» и они были собраны вместе внутри, ибо, войдя и «став посреди них», Он «дунул» и говорит: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому прощаются; на ком удержите, на том удержатся», — и тогда ничего не заповедует им о епитимиях как имеющим научиться от Святого Духа


преемству передавали эту власть наследовавшим их престол, поскольку «никто из посторонних не дерзал» даже помыслить что-нибудь такое. Так ученики Господни хранили в точности право на эту власть. Но, как мы сказали, с течением времени смешались и слились с достойными недостойные, и один стал стремиться превзойти другого. С тех пор держатели апостольских престолов оказались плотскими, сластолюбивыми, тщеславными и уклонились в ереси, и божественная благодать оставила их, и власть эта была отнята от таковых. Поскольку же они оставили и все другое, что должны иметь священнодействующие, от них требуется лишь одно: чтобы они имели православие; впрочем, думаю, что и этого [у них] нет. Ведь не тот православный, кто не привносит в Церковь Божию новый догмат, но тот, кто стяжал жизнь, согласную с правым словом. Однако такого и подобного [человека] тогдашние патриархи и митрополиты или, искав, не находили, или, найдя, предпочли ему скорее недостойного, потребовав лишь одно: письменно изложить символ веры — и приняв только то, что он ни добра не является ревнителем, ни с порочным не сражается. Тем самым они якобы сохраняют мир в Церкви, что хуже всякой вражды и причина великого неустроения.

Прп. Симеон Новый Богослов, послание первое, пер. А.Г. Дунаева (журнал Богословские труды №46, с. 29-31
Subscribe

  • Меченый атом. Диакон Илья Фролов.

    учился в Муромском училище, иподиаконствовал в Яранской епархии (у Паисия), рукоположен в октябре 2015 года в Уржуме, потом служил в Биробиджанской,…

  • Житие епископа Варнавы

    "Почти четыре года прошло после кончины в пенатах Московской патриархии (МП) 73-х летнего Варнавы. Он являлся блистательно-типичным отпрыском…

  • К портрету митрополита Меркурия

    Год назад я сообщал, что руководитель духовно-просветительского центра Ростовского кафедрального собора, руководитель Образовательного центра Донской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments