диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Мечети, обращенные в храмы

Бывали или нет переделки мечетей в храмы? Наша Российская церковь такое практиковала.

Делал этот новосделанный святой митрополит Гавриил Бэдулеску-Бодони.

Читаем исследование Орского епископа Иринея:

"Когда он стал во главе Экзархата, началось восстановление православных храмов, превращенных в мечети. По благословению владыки мечети перестраивались и освящались.

Нам известны следующие храмы, перестроенные из бывших мечетей.

Аккерманская крепостная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была
восстановлена в 1809 году. Церковь находилась внутри Аккерманской крепости. «Близ упраздненной крепости посажены деревья, - пишет А. Защук. – Внутри бульвара развалины турецкой бани с готическими воротами и развалины мечети..., где долгое время до построения в Аккермане собора совершалось православное богослужение. Мечеть эта, как видно, была сделана кое-как, с высокою камышовою крышею, на которой потом был устроен небольшой купол»


Бендерский храм в честь святого благоверного князя Александра Невского был переоборудован из Бендерской мечети. Священник Стефан Шамараевский, как следует из письма митрополита Гавриила к коменданту крепости подполковнику Чичагову от 22 июня 1809 года за No 357, своими трудами украсил и освятил эту церковь. Храм был частично каменный, частично
деревянный – в виде двухэтажного дома с двумя ярусами окон, крыша покрыта черепицей. В 1826 году храм обветшал и был закрыт, а в 1828 году и вовсе снесен. На его месте была заложена новая церковь, освященная в 1833 году


Бендерский храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца была восстановлена после взятия в 1789 года Бендерской крепости. Как утверждает Синельников, «главная Бендерская мечеть была обращена в храм Святой Православной Церкви, наименованной святым Георгием, где воспето было благодарственное моление Всевышнему, благословляющему оружие Всероссийской монархии»


Храм в честь Покрова Божией Матери в селе Урсоая Бендерского уезда был
перестроен из мечети после того, как местный священник Марк Поповский 12 октября 1808 года обратился к митрополиту Гавриилу со следующим прошением: «Так как в селе Урсоая Бендерского уезда ощущается нужда в постройке церкви и так как в селе существует турецкая мечеть, то я дерзну просить благословения освятить мечеть, переделав ее под храм. Люди обязались устроить за свой счет все потребное внутри церкви». На это прошение отца Марка была наложена резолюция: «Поскольку светское
правительство отдает помянутую мечеть для храма, послать указ протопопу Стефану Шамраевскому о заложении оной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы». Вскоре сей деревянный храм, покрытый камышом, был освящен.


Храм в честь архистратига Божьего Михаила в селе Заим Бендерского уезда был построен 1815 году. Этот каменный храм был воссоздан на месте бывшей мечети.

Крестовоздиженская церковь Измаильской крепости
Русский генерал Корнилович пишет: «В Измаиле действуют два храма. Главная
церковь была переделана из турецкой мечети»
Это был храм в честь Воздвижения Креста в Измаильской крепости. В 1810 году храм был освящен протоиереем Феодором Молявинским по благословению митрополита Гавриила.
Храм расположен внутри самой крепости. Это прочное двухэтажное здание, построенное из кирпича на каменном фундаменте, высотой около 10 сажен, длиной в 7 сажен и шириной в 7 сажен (1 сажень = 2,13м). Престол – деревянный, над престолом устроена сень, которая держится на четырех золоченых деревянных столбах. Жертвенник
также деревянный. Над ним в стене укреплена мраморная доска, где позолоченными буквами сделаны следующие три надписи. Первая:
«Святой храм сей во имя Воздвижения Креста Господня освящен в 1810 году из
мечети».
Вторая надпись представляет собой поминальный синодик, в котором перечислены имена тех, кто содействовал устроению храма:
«1. Александр Благословенный, Император Всероссийский, в царствование его сия возвращена христианам.
2. Николай Павлович, Император Всероссийский, от щедрот которого церковь
получила богатые колокола из пушек, взятых в турецких войнах.
3. Гавриил, Митрополит Молдавский и Валашский, по благословению его освящена сия церковь.
4. Протоиерей Феодор Молявинский, освящавший сию церковь.
5. Протоиерей Никита Гризян, первый священник сей церкви.
6. Протоиерей Иосиф Михайлов, священнодействующий в ней с 1813 по 1840гг.»

Храм в честь святителя Николая в Измаиле
Церковь в честь святителя Николая была осквернена турками во время их правления. После того как русские войска взяли город, жители Измаила просили митрополита Гавриила направить им священника для совершения богослужений и ходатайствовать перед Кушниковым о передачи мечети под православный храм. Экзарх обратился сенатору Кушникову с просьбой разрешить переделать мечеть под храм и разрешить иеромонаху Иосифу служить в храме святителя Николая в Измаиле и представлять Ясский Трехсвятительский монастырь в этой церкви. В 1810 году был получен положительный ответ, а вскоре в этом храме начали совершать богослужение.

Храм в честь Пророка и Крестителя Господня Иоанна
в городе Томарове (ныне Рень) был преобразован из мечети и освящен 4 сентября 1809 года. Жители города в августе 1809 года написали митрополиту Гавриилу письмо о том, что у них доныне нет храма, но им хотелось бы иметь его и они даже собрали часть денег на постройку церкви. Однако в городе есть пустая мечеть, и если владыка даст свое благословение, ее можно отремонтировать и переделать под православный храм. В ответ на их письмо архипастырь вынес следующую резолюцию: «Переделать мечеть в церковь и
освятить ее во имя Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного». Но, приехав на место, направленный митрополитом Гавриилом для освящения церкви протоиерей Петр Куницкий, вероятно, по желанию жителей города освятил ее в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Церковь во имя великомученика Димитрия Солунского в Измаильском уезде
была перестроена из мечети в начале XIX века жителями деревни Мусаит или Мусандр, которые обратились в управление Кишиневской епархии с просьбой разрешить им переоборудовать пустующую местную мечеть под православный храм. Получив благословение, они перестроили ее под церковь, а в 1814 году на этом месте был построен новый Божий Дом и освящен в честь св. великомученика Димитрия Солунского.

Храм в честь Покрова Божией Матери в Измаильском уезде был переделан из мечети жителями трех сел – Галилешты, Золокарь и Изамсаита. В апреле 1811 года они попросили митрополита Гавриила благословить им перестроить мечеть, оставленную турками в селе Галилешты, под храм. На их прошении владыка начертал такую резолюцию: «Мечеть с ведома гражданских властей переделать в церковь и освятить в честь Покрова Божией Матери».
Известно, что переделанный храм был деревянный и покрыт камышом. При церкви стояла колокольня на четырех столбах. В 1832 году на этом месте был построен новый православный храм.

Храм в честь архистратига Божьего Михаила был воссоздан из мечети жителями села Гассан Аспаге Измаильского уезда. Они обратились в епархиальное управление за разрешением переделать под храм пустующую мечеть, ибо приобрели необходимую церковную утварь и богослужебные книги. Митрополит Гавриил благословил сие благое намерение прихожан. 20 февраля 1813 года эта деревянная церковь была освящена в честь архистратига Божьего Михаила. При храме имелась ризница, в которой хранились книги и церковная утварь. В 1818 году здесь был построен новый каменный храм.

Свято-Успенская Килийская крепостная церковь как пишет генерал Корнилович,
также перестроена из мечети: «Во внутри крепости существуют следующие постройки: каменная мечеть, переделенная в православный храм в честь Успения Божией Матери...».
Из архива Кишиневской Духовной Консистории (Дело No 58 от 15 марта 1810 г.) известно, что жители города Килии просили митрополита Гавриила разрешить им перестроить сию мечеть под храм и освятить. Владыка Гавриил благословение свое дал, и храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1810 году.

Покровский Килийский собор был переоборудован из мечети по просьбе местных
жителей. Сведения об освящении этого храма имеются в архиве (дело No 450) Кишиневской Духовной Консистории за 1813 год. Здесь сказано, что жители города Килии попросили Кишиневское епархиальное начальство разрешить им переделать городскую мечеть в храм. Поскольку Свято-Успенская церковь находится в крепости, ворота которой закрываются рано, попасть туда на вечерние или ночные службы практически невозможно, а старая мечеть, которая раньше служила как церковь для находящихся в сем городе поляков, в настоящее время пустует. Владыка благословил сие благое намерение горожан – храм был создан, а в начале октября 1813 года и освящен в честь Покрова Божией Матери.

Свято Никольский храм в Хотине был перестроен в мечеть турками, о чем свидетельствует турецкий чиновник из Константинополя Субги-бей, живший какое-то время в Хотинской крепости. Он пишет: «В новой крепости находится превращенная из церкви мечеть Ая София». Ранее этот храм был расположен в центре города и примыкал к крепости, с которой, как гласит предание, его соединял подземный ход, и горожане нередко находили себе здесь убежище при нападении неприятеля.
После освобождения города российской армией жители собрали на 1 600 леев на ремонт храма и попросили митрополита Гавриила разрешить им переделать мечеть в православный храм
По благословению владыки храм в честь святителя Николая был
восстановлен и в 1809 году освящен.


Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского в Хотине был
перестроен в конце 1809 года из местной мечети, «которая была чисто мусульманской». По свидетельству Субги-бея Хотинская крепость впервые попала в руки турок в 1621 году, а в 1713 году она «была вновь отстроена и украшена мечетями и домами». Таким образом, в храме святого благоверного князя Александра Невского раньше никогда богослужение не совершалось.
При возведении храма использовались строительные материалы частично их тех, что хранились при мечети, а частично из Хотинской крепости. От старой мечети мог сохраниться лишь каменный фундамент, ибо храм был почти заново перестроен.


Храм села Нелипоуць Хотинского уезда в 1808 году по благословению митрополита Гавриила был преобразован из мечети стараниями священника Симеона Василевского. В 1881 году при нем была построена и колокольня. К сожалению, у нас нет сведений о том, в честь какого святого эта церковь была освящена.
"https://studylib.ru/doc/2086374/mitropolit-gavriil-be-nulesku

В Болгарии Церковь Святых Седьмочисленников — бывшая «Чёрная мечеть», выстроенная в 1528 году при султане Сулеймане Великолепном. После освобождения Болгарии от турецкого гнёта, мечеть переоборудована в православную церковь. При перестройке здания были разобраны старинное медресе и минарет из чёрного гранита, давший мечети её название

В Испании - Кордовский собор многие века был мечетью.

***
И еще:
"Вчера я имел счастье посетить Св. Софию, Бог явил мне эту милость — не умереть, не увидев Св. Софии, и благодарю Бога моего. Я испытал такое неземное блаженство, в котором потонули как незначащие, все мои скорби и туги, прошлые и будущие. Душе открылось нечто абсолютное, непререкаемое и очевидное. (...)
София есть Храм, вселенский, абсолютный храм вселенского человечества и вселенской Церкви, имеющий для христианского мира в его истории значение аналогичное Иерусалимскому Храму, интегральное значение. Иерусалимский храм принадлежит Ветхому Завету, началу истории, посему он должен был упраздниться, Храм Новозаветный принадлежит вселенскому будущему Церкви, а сейчас пока нет вселенской Церкви в ее исторической силе и славе, после раскола церковного, после Фосия и Веттулария отнят у христиан и отдан местоблюстителям. И снова: какая слепота какая детскость у нас, когда мы считаем себя, Россию Николая II и Распутина, св. Синода, Плеве и Победоносцева, достойной и готовой воздвигать крест на Софии: говорят, приготовили даже в Питере, с какого-то приходского храма, крест на Храм... думали как Магомет окровавленными сапожищами вступить в Софию и наложить и в ней на стене свою лапу, синодальным хором пленить эти стены. Но в гневе воззре Господь, и посмеяся нам... И правы пути Твои, Господи! Но — или София есть археология, памятник прошлого, музейная ценность, — но против этого говорит... она сама: пусть судит и свидетельствует об этом имеющий очи видеть и уши слышать, — здесь носится Дух Божий, благодать Божия, зов Божий, веление Божие, непреложность обетования, София живет божественной, бессмертной жизнью, София есть потрясающий факт для сознания и современного и всех времен христианства; или — София — символ, пророчество, знамение. (...)
И медленно переходишь из места в место, из точки в точку, причем все в новых переливах, в новых перспективах открывается этот свод небесный; время остановилось, а между тем зовут, надо уходить. А там молятся, поют, припадают, кланяются мусульмане на месте святе, ныне опустелом, у св. Престола... Как благородно, как величественно лицо молящегося турка, как красивы движения... Нет, сейчас рано освобождать и воздвигать крест над св. Софией, когда снимаются кресты с наших домашних русских храмов, пусть пока там благочестиво молятся местоблюстители; своими щитами с арабскими молитвами заградившие наши священные изображения. Боже, до чего таинственна история [неразб.] человека..."
(прот. Сергий Булгаков, Дневник, запись 22 января 1923 г.)
http://ivashek.com/…/diar…/835-iz-dnevnika-dek-1922-maj-1923
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments