диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Св. София в 20 веке

19 февраля 1915 года, когда Антанта двинула свою армаду к Дарданеллам, когда всем казалось, что у Османской империи просто не может хватить сил, чтобы удержать Константинополь, правительство султана с воплем «Так не доставайся же ты никому!» заминировало Св. Софию. Было приказано взорвать ее с появлением на горизонте первого союзного корабля.


... Антанта обнесла Св. Софию пулеметными гнездами и не подпускала к ней ни своих греческих союзников, ни местных православных. (При обследовании подземных цистерн собора лет десять назад нашли английскую фляжку из-под виски — след той давней боевой вахты.)

Летом 1930 года Виттемор получил разрешение построить внутри Св. Софии леса и начать удалять со стен слои покрывавшей их штукатурки. Делать это можно было только в перерывах между намазами... Пожалуй, более всего он прославился на русском поприще тем, что стал посредником в головоломной операции по спасению колоколов Данилова монастыря в Москве: их собирались переплавить, но Виттемор убедил американского промышленника Крейна купить их у большевиков и подарить Гарвардскому университету (в 2008-м они вернулись в Москву).

пригодился наконец и Николай Карлович Клуге, последний осколок Русского археологического института в Константинополе, десять лет нищенствовавший и спивавшийся в Стамбуле.

Кое-где слой побелки отваливался сам. По этому поводу еще в 1859 году сострил великий князь Константин Николаевич во время своего визита вежливости в Константинополь: в Св. Софии ему на голову с потолка упал пласт штукатурки, и он мгновенно отреагировал: «Штука турка оказалась слабовата!»

Появление в действующей мечети гигантского изображения Иисуса Христа переполнило чашу терпения правоверных: в турецкой прессе началась кампания травли Виттемора, его обвиняли в тайной подготовке превращения Св. Софии в христианский храм. Если бы работы велись православными учеными, то их еще можно было бы подозревать пусть не в планах, так, по крайней мере, в неосознанных надеждах на что-то подобное. Но бостонский богач, эстет, гей и светский лев Томас Виттемор самим своим видом, в неизменном шарфе и мягкой фетровой шляпе, развеивал всякие опасения: он просто любил византийское искусство — и все!

... дело не очень сдвинулось, пока в январе 1935 года в Стамбул не приехал сам президент. Он прибыл, чтобы пропагандировать новую серию своих модернизационных реформ: обязательные фамилии, европейскую одежду, латинский алфавит. Но при всей своей занятости Ататюрк нашел время, чтобы встретиться с Виттемором. По словам последнего, «Св. София была мечетью в тот день, когда я говорил с ним. Когда я пришел в мечеть следующим утром, на двери висело объявление, написанное собственной рукой Ататюрка: “Музей закрыт на реставрацию”». 1 февраля музей принял первую экскурсионную группу — это были пассажиры немецкого туристического лайнера. В том же феврале Св. Софию посетил лично Ататюрк.

Интересно тут:

https://www.colta.ru/articles/specials/24865-kak-svyataya-sofiya-stala-muzeem?fbclid=IwAR0kjjBmXyOyWu6Ht5RQs1QYG6TAe6UF_uh11v8NBA3XcXmmch79UdoU5aA

***

Фёдор Сологуб
У Босфора

Опять, опять надеждой полны,
Мы снова верою сильны.
Гулливые, плещитесь, волны!
Свершайтесь, радостные сны!

Грохочут пушки у Босфора,
И уж свободны станут скоро
Пути для наших кораблей
На дали вольные простора,
На голубую ширь морей,
На то раздолье золотое,
Полдневным солнцем залитое,
Вдали от северной зимы,
Где прежде было всё чужое,
Где только гости были мы, —
И наши станут эти дали
И средиземный гул волны,
О чём так долго мы мечтали,
О чём нам снились только сны.

Нет, пятому не быть столетью
С тех пор, когда на горе нам
Магометанской стал мечетью
Царьградский и вселенский храм.
Тебе, тебе, моя Россия,
В мечте мерцая ярче звезд,
Юстинианова София
Опять святой поднимет крест,
И древние воскреснут фрески,
Свой свергнув известковый плен,
И расточатся арабески
В таинственном и ясном блеске
С Софийских озарённых стен.

Опять святой надеждой полны,
Опять мы верою сильны.
Плещитесь, голубые волны!
Свершайтесь, радостные сны!

16 марта 1915 года

Михаил Кузмин
Царьград

Тройное имя носит город,
Четвертое названье — Рим.
Пусть сонной пушкой воздух вспорот —
Надеждой крестной мы горим.
И я бывал, друзья, в Стамбуле,
Покой прелестный полюбив.
Мои глаза в дыму тонули,
Где зыбит зелени залив.
Лишь ты одна, Айя-София,
Гнала мечтательную лень,
Напоминая дни иные,
Особенно тот горький день!
Трещат машины боевые,
Все ближе крик: «Велик Аллах!»
Предсмертно меркнут золотые
Орлы на царских сапогах.
Служитель алтаря с дарами
И клириков нестройный рой…
«Господь, о, смилуйся над нами!
Да не погибнет Рим второй!»
Султан разгорячён от зноя,
На столб, чтоб славу увенчать,
Окровавленной пятернею
Несмытую кладет печать.
Она не смыта, нет, о, турки,
Нагляднейшая из улик,
Что снова из-под штукатурки
Нам засияет Спасов лик.
И даже там, в раю, приснится,
О, бедный византийский брат,
Что снова милая столица
Окрестится «Святой Царьград».

1915


***
Пишут, что греческий военный капеллан в январе 1919 отслужил литургию в св. Софии

http://www.orthedu.ru/hppc/5547-12.html
https://sergiusvg.livejournal.com/173703.html
https://greece.greekreporter.com/2019/09/26/the-brave-greek-priest-who-held-a-divine-liturgy-in-hagia-sophia-in-1919/?fbclid=IwAR3h4kDstqc-yvIV9OfyxUFp5rDzPXX7pXJmT03kTSt-fDyp0WyrzOy6hmo

(пишу Анне Ильиничне Шмаиной-Великановой)

Дело даже не в самом событии, а в том, что у греков оно "канонизировано". То есть ради националистической похоти принесены в жертву элементарные литургические и нравственные правила. Литургия с обманом, без народа, без благословения местного епископа, в месте, которое заведомо будет потом снова профанировано. Если бы нечто подобное православные активисты совершили в древнем католическом храме (который некогда был правосавной римской базиликой), Вы бы одобрили? Или в некоей святыне на территории Израиля, которая почитаема и православными, но не находится в их юрисдикции? И, да, мне интереснее не сам факт, а именно очередной эксцесс готтентотской этики, как оказалось, не чуждой и Вам.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1561481584031451&id=100005088722027

Вот как подобные выходки ранее сказывались на судьбе христиан:

В 5 веке персидский шах Йездигерд "Любил римлян и дорожил их дружбой, да едва не сделался и христианином". (Сократ Схоластик. Церковная история. VII, 8). Преследования христиан возобновились в последние годы правления Йездигерда I и он стал принимать против них суровые меры. Этому способствовали провокационные действия самих христиан. Источники сообщают, что христианский епископ Суз Авда разрушил храм огня, находившийся поблизости от церкви, и отказался восстановить его, несмотря на приказ шахиншаха. О другом священнике сообщают, будто он дерзко погасил священный огонь и отслужил в храме литургию. Примечательно, что даже в случае таких провокаций персы действовали вполне сознательно, проводя расследование и судебное разбирательство до того, как вынести смертный приговор (Феодорит Кирский. Церковная история. V, 39).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →