диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Слюна пророка в святой Софии

Если верить турецким летописным сказаниям, то о храме Святой Софии говорил и основатель мусульманской религии Мухаммед. Об этом храме будто бы Мухаммед сказал своим приближенным, что в городе Константинополе есть большая церковь Ая-Суфья и что, кто совершит в ней два молитвенных поклона — раката, тот будет в царстве небесном и что последователь Мухаммеда Эюб Ансари в 52 году хиджры, т.е. в 672 году, осаждал Константинополь и после переговоров с императором был допущен в храм, совершил там два поклона, но впоследствии был убит и похоронен вблизи городских стен. Турки якобы нашли его тело, когда осаждали Константинополь в 1453 году. Впоследствии возле древних стен Константинополя над его могилой турки построили мавзолей, по форме напоминающий Святую Софию.

Существует мусульманская легенда, которая повествует о том, что после обрушения купола храма Святой Софии восстановить его никак не удавалось. Тогда через Хызра (таинственный небожитель) было откровение, что купол будет крепко стоять тогда, когда в известку будет добавлена слюна пророка Мухаммеда. Далее, якобы христианское духовенство отправилось в Шам (Сирия), а оттуда в Мекку, нашли там Абу-Талиба и через него передали Мухаммеду, зачем пришли, «...просьба их была уважена: он выплюнул слюну из своего благословенного рта в баночку и отдал им».

Монахи взяли меккамской земли, земземской воды, смешали с содержимым баночки, добавили в известь и восстановили купол. «Посейчас означенное место в куполе на южной стороне находится. Абу-ль-Фатх (султан Мехмед II) по завоевании (Константинополя), говоря, что этот купол установлен слюною уст Пророка, повесил на счастье посреди купола на золотой цепи шар объемом в пятьдесят четвериков пшеницы». В другой летописи говорится, что Мухаммед дал горсть меккамской земли, для укрепления купола землю добавили в известь и ею восстановили купол.

Как знать, может быть, все эти сказания об участии Мухаммеда в восстановлении купола и не позволили туркам разрушить этот замечательный монумент христианству? А ведь они до основания разрушили в Константинополе много больших храмов, например знаменитый пятиглавый собор Святых Апостолов, Великий Халкопратийский храм и многие другие.

Для справки: обрушение купола Святой Софии произошло в четверг 7 мая 558 года, а восстановлен и заново освящен он был 24 декабря 562 года. Мухаммед родился около 570 года, а умер в 632.


Смирнов В.Д. Турецкие легенды о Святой Софии и других византийских древностях. Издание факультета восточных языков Императорского СПб. университета. СПб.: Изд-во И. Бораганского и К°, 1898.


Вернувшись к древним турецким летописям, мы встретим там пророчества и сказания о будущем города Константинополя и храма Св. Софии. Авторитетный турецкий писатель XV века Языджи-оглу Ахмед Биджан в своей распространенной книге вероучительного содержания «Энвару-ль-Ашикин», написанной в 1451 году (885 г. хиджры), еще до захвата Константинополя турками, в главе «О знамениях часа» писал: «Пророк... сказал: ... верующие (т.е. мусульмане) заберут весь свет, пока не заключат мира с Рыжими (буквально в тексте: с желтыми (с русыми?))... Творцы преданий говорят, что сперва выступят Рыжие, соединятся с фиренгами; все кяфиры (неверные) соберутся вкупе и явятся... а после наступит владычество кяфиров... Та победа будет от фиренгов с Рыжими. А от появления Рыжих до взятия Истанбула пройдет семь лет... Пророк (Мухаммед)... — сказал, что пока Рыжие не дойдут до Амака, не наступит воскресение мертвых. Амак же есть деревня близ Шама (Дамаска). Кяфиры до нее и дойдут».

Кто такие «Рыжие» в этих и в других мусульманских пророчествах? Этот вопрос занимал многих европейских ученых — Сильвестра де Саси, Эрдмана и других. Они считали, что под этим именем арабские писатели подразумевают вообще всех христиан. «Другой знаменитый французский ориенталист Катрмер, подтверждая взгляд С. де Саси множеством ссылок на разные арабские источники, присовокупляет следующее, очень лестное для нас, русских, сведение из богатых запасов своей обширной эрудиции, говоря: «Слово “Рыжие” употребляется у новых мусульман для обозначения русских. В истории Кадьяра читаем: Нацию русских они обозначают именем “Рыжие”. И в Сирии русскому императору дают имя Царь рыжих». Созвучно этому высказывался в своей работе французский археолог Яков Спон, который писал, что мусульмане будут владеть Константинополем и храмом Святой Софии, «пока не придут от севера желтые и белые дети».

Священник Григорий Евтушенко. Храм святой Софии в Константинополе. Спб., 2008, сс. 214-215

Византийский историк Пахимер (13) век:
"люди того красноволосого и воинственного племени готовы были убить их, лишь бы только кто подстрекнул"
http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Pachimer_2/text1.phtml?id=12399

Это о моде набирать императорскую охрану из викингов (русов, норманов).

Пахимер говорит, что они числятся "в войске итальянском". Значит, скорее всего, эти викинги прибыли из Сицилии.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →