диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Позорный нью-эйдж в белорусском православии

Воздвизальный крест был главной святыней Туровской епархии. Он хранился на престоле кафедрального собора, был центром богослужебных действий в Страстной четверг и на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, выносился для поклонения в великие христианские праздники или дни, значимые для города и княжества.
http://www.patriarchia.ru/db/text/5691783.html

Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин подчеркнул, что восстановление Туровского креста накануне праздника Крестовоздвижения — это знаковый момент, на который необходимо обратить внимание. Это не только символ преемственности поколений, но и подлинное проявление таинственной связи современности с эпохой принятия христианства нашими предками. Через это прокладывается и путь к будущему: мы возрождаем святыни, чтобы затем оставить их нашим потомкам.

По словам Его Высокопреосвященства, будет представлена целая программа мероприятий, направленных на вхождение Туровского креста в широкую культурную, церковную и общественную жизнь.

http://www.patriarchia.ru/db/text/5695533.html




Напрестольный крест как главная святыня храма?

Главная святыня любого храма это Тело Христово в Дарохранительнице. Антиминс. Чтимые иконы. Напрестольное распятие в туровском храме исчезло в 1230 году, когда храм был разрушен отзвуками дошедшего с румынских земель землетрясения. Есть ли письменные источники, описывающие нарочитое почитание именно этого креста именно в этом храме именно в 12-13 веках?

Убежден, что их нет. Туровское летописание вообще не сохранилось (если оно и было). Ложь тут в том, что вполне рядовой исходник возводят в ранг великой святыни.

И, значит, митрополит производит манипуляцию в духе нью-эйджеров: новодел выдает за нечто древнее. Причем делает это по наитию «православного атеиста» - «Полвека с лишним хранились в простом сейфе Академии наук те самые иконки с многотысячелетней историей. А летом 2017-го об артефактах неожиданно заговорил президент, посещая Полесье:
- Крест Евфросинии Полоцкой, вы помните, в свое время мы с Филаретом, митрополитом нашим почетным ныне, восстановили, и крест Туровский восстановим, - сказал Александр Лукашенко, обещая, что профинансируют государственные банки вместе с Банком развития». https://www.kp.md/daily/27108/4183345/



Реконструкторам захотелось, чтобы этот неподписанный лик неизвестного святителя был ликом именно Кирилла Туровского. Это при том, что нет никаких свидетельств столь ранней его канонизации.

Вот все четыре изображения:


Все подписи крайне произвольны. Варвара? Почему у нее в руках книга и крест? Может, это священник, а не женщина? И на "Анастасии", может, епитрахиль?

Найденные свинцовые изображения не были на кресте; возможно, они использовались для чеканки итоговых образов. были ли эти итоговые недошедшие до нас образы именно на напрестольном кресте -это чисто волюнтаристская натяжка.

Отмечу, что среди 4 найденных свинцовых изображений не было ни одного, которое можно было бы выдать за образ князя Андрей Боголюбского (да и не мог он почитаться святым тогда и там). Но просто так захотелось из политических соображений. см https://www.youtube.com/watch?v=RHdloFXAHbU 22 мин

На той же пресс-конференции реконструктором была озвучена сказка про византийскую принцессу Варвару из рода Комнин, которая якобы стала женой киевского князя Святополка. Немыслимо, чтобы византийский император назвал свою дочь таким именем.

см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0

"Чтобы не забыть инициаторов воссоздания кресте - Петра Лысенко и митр. Павла, на перекладине креста будут лики апостолов Петра и Павла".

От науки такие "реконструкции" космически далеки.

То есть ни одной молекулы от старого креста в новом нет. Внешний вид того креста неизвестен. Его история тоже. Какое-то особое почитание его незадокументировано. Он разрушения этот крест свой храм отнюдь не спас, как и всёс Туровское княженство от аннигиляции соседями. С какой стати в его новодельной псевдокопии видеть чудодейственный амулет?

Связь свинцовых изображений с напрестольным распятием это лишь предположение. А вдруг с их помощью делали иконки для митры или архиерейского посоха?

Привязка этих изображений к конкретным именам тоже не более чем фантазии. Есть лишь предположение: поскольку положено в алтаре иметь крест, будем считать, что он был таким, каким мы его сейчас нарисовали.

Идет какое-то безчестное и безумное состязание новоделов, выдаваемых за старину. С одной стороны, масоны наводнили весь мир "музеями инквизиции", в которых только очень дотошному гостю экскурсоводы признаются, что экспозиция состоит всецело из мулежей и новоделов. С другой - поток неоправославных фейков (включая обретение новых святых спустя 1000 лет после их кончины).

Еще новый минский митрополит напомнил байку про то, как "Был и в Чечне показательный случай. Моджахеды носят зеленые повязки, а один солдат русский тряпичный пояс «Живый в помощи» повязал себе. Пошел на зачистку, и прям в лоб ему автоматная очередь. Он сознание потерял только, две пули от пояса отрикошетили". https://www.samara.kp.ru/daily/27063/4135823/

причем источником этой байки является откровенный фрик "подполковник ГРУ" Антон Маньшин
https://nashaniva.by/?c=ar&i=197200&lang=ru
https://diak-kuraev.livejournal.com/1744251.html

***
стоит послушать последнюю фразу митрополита в указанном видео, где он клянется своей жизнью.
Tags: Наши суеверия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 150 comments