диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Самомнение высокого левела

пресс-секретарь минской митрополии протоиерей Сергий Лепин:

"Участие клириков в митингах на чьей-либо стороне мы считаем недопустимым: это непосредственное участие в политической борьбе. Священник должен находиться над схваткой - не только для того, чтобы сохранить право свидетельства о Христе для всех сторон противостояния, но и для того, что уберечь себя от пристрастия и необъективности. Ну, в самом деле: если один рефери будет подыгрывать одной команде, а другой - другой, то это будет очень странный турнир".
https://ruskline.ru/politnews/2020/10/01/belorusskih_svyawennikov_aleksandra_bogdana_i_vladimira_drobyshevskogo_sudili_za_uchastie_v_nesankcionirovannyh_akciyah_

Значит, священник это "рефери". Судья. Очевидно, профессиональный. Это, значит, его работа.

Есть, однако, неучтенные автором этой красивости факторы.

Первый: в современном обществе есть принцип независимости судей. Они независимы от гражданских властей и независимы друг от друга. Судья высшей инстанции не может вмешаться в работу нижестоящего (он может лишь принять апелляцию).

Второй: независимость судей предполагает отсутствие у них имущественных и бизнес-интересов. Вплоть до того, что судьи не имеют никакого отношения к строительству и ремонту зданий суда. А их доходы и зарплаты никак не зависят от выносимых ими решений.

Третий: именно священникам патриархия все время напоминает, что у них нет никаких прав и никакого голоса. "Голос церкви" это исключительно голос патриарха (иногда - епископата). Священникам же все время напоминают, что они обязаны "жить по послушанию" и воспроизводить лишь спущенные сверху формулировки.

Наконец, непонятно, почему у священника есть какие-то особые "судебные" прерогативы, отличные от просто христианских. Знание Писания не есть достояние лишь духовенства. Отсутствие партийных и бизнес-интересов может быть присуще мирянину. Традиционно полагали, что эти свойства есть у старейшин: адреналина у них уже мало, жажды конкуренции тоже, жизненный опыт есть - оттого их голос может быть "мудрым". Наличие сана при этом не предполагалось.

А сегодня для того, чтобы быть хоть малость независимым, нужно как минимум иметь доступ к негосударственным СМИ. Нужно знакомство с другими странами с другим жизненным и политическим укладом. Умение искать информацию на других языках. Исторический кругозор и память больше, чем у рыбки гуппи. Разве эти черты есть только и именно у носителей священства?

Размышления официального апологета можно было счесть благодушно-наивными. Но я полагаю, что имеет место циничная манипуляция. Ему ли не знать, что "позиция церкви", то есть ее "князей", это всегда позиция чисто классовая и корыстная. "Всегда быть с властью - судьба моя". У епископа много планов по возведению новых доходных точек, ему нужны надежные инвестиции. И в силу грандиозности своих замыслов, инвесторов для их исполнения он видит не в простых прихожанах, а в государстве и бизнесе. В условиях современных России и Белоруссии различие бизнеса и государства почти стерто.

Личное благополучие епископа, реализация "достигнутых договоренностей" с мирскими элитами зависят всецело от его лояльности именно к этим элитам, а не к своим прихожанам. Пример саратовского митрополита Лонгина, лишь в такой малости как карантинные меры разошедшегося с мнением региональных властей, и мгновенно патриархом снятый со своей первой и многолетней кафедры, показывает, на что именно должны ориентироваться епископы в своих "судах".


Наконец, апологет минской епархии старается, чтобы люди позабыли очевидное: на их глазах только что именно официальные церковные структуры пугливо отказались от исполнения долга нравственной оценки. Сотни людей подверглись пыткам от имени государства и в застенках государственной полиции. Речь даже не о том,что происходило при задержании людей. А о том, что с ними делали после, когда эти мнимые преступники уже были связаны и арестованы. Полиция в иных странах тоже, бывает, действует, жестко. Но не с уже "обезвреженными" и запертыми в "обезьянники".

Песенка про "все виноваты" тут нисколько не убедительна. Нет ни одного "зеркального" случая, когда протестующие затащили бы омоновца в свой политический клуб, и там избивали бы его целые сутки. Ни одну беременную прокуроршу протестующие не довели до выкидыша. И не похитили ни одного провластного журналиста.

И ни один из минских митрополитов не сказал профессиональным палачам, что они потеряли человеческий облик. Так что лепинские рефери и работодатели все дружно играют за одну команду - за "Динамо". Впрочем, упобеление реальных человеческих пыток и убийств игре тоже уже ярко говорит о нравственной и партийной вменяемости протоиерея.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 167 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →