диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Вся правда о собаках

Преподавательница Белгородского механико-технического колледжа в Белгороде прочитала студентам-второкурсникам лекцию о связи собак с сатаной и их опасности для детей. Учащиеся записали ее высказывания, они опубликованы в сообществе «Белгород — это интересно» во «ВКонтакте».

По словам преподавательницы, дома может жить только кошка, потому что собака ассоциируется со злом и вызывает плохие взаимоотношения в семье. Она предупредила, что собаки могут не только навредить маленькому ребенку, но и убить его или снять скальп, потому что это ревнивые животные.

В публикации указано, что преподавательницу зовут Александра Троицкая, ей 63 года. Такую лекцию она прочитала второкурсникам факультета туризма. Женщина объяснила, что разговор был «элементом воспитания», потому что дети «стали слишком много лелеять собак». Про ассоциации с сатаной Троицкая узнала от «священников по телевизору» и в книгах.

https://vk.com/wall-35961352_920651

https://lenta.ru/news/2020/10/06/dogsofsatan/


А еще в Белгороде, по словам тамошнего митрополита, колокольный звон вирусы убивает.


***
Из моей книги "Почему православные такие упертые?"

— Правда ли, что собаку в дом пускать нельзя?
— Это одна из самых распространенных сегодня приходских сплетен. Мол, «если дом освящен, в нем поселяется Господь, а если пустили собаку в дом, –– благодать Святого духа уходит! У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию!» Но богословских оснований для столь категоричного мнения нет.

Библия не учит о несовместимости собаки и благодати. Когда Ангел Рафаил сопутствовал Товии, шла «и собака юноши с ними» (Тов. 5, 17). И Ангела это не отгоняло и не смущало.
Есть в Писании место, где собака оказывается символом блага: «Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника — с благочестивым. Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным?» (Сир. 13, 21–22). И нигде в Библии собака не именуется нечистым животным (равно как и кошка нигде не относится к животным чистым).

Церковная история позволяет молвить словечко в защиту собак: в 1439 году во Флоренции проходил собор, заключивший унию католиков с православными. В последний день собора, когда и зачитывался сам акт об унии, у ног византийского (православного) императора лежала собака. И вот когда начали читать этот документ, который с точки зрения православия был предательским, пес залаял так, что никто не смог его остановить. Дело, кстати, происходило в храме. И пес был единственным в тот день и в том месте, кто возвысил свой голос в защиту православия…

А вот добрый взгляд архимандрита Сергия Страгородского (будущего Патриарха) на собак: «По городу масса собак, все самой подлинной камчатской породы, мохнатые и здоровые. На них наши сибиряки ездят зимой. Питаются эти достойные животные по-монашески рыбой и обнаруживают полнейшее равнодушие к переменам погоды. Я долго любовался на одного пса, который преспокойно почивал под проливным дождем, хотя всего два шага было до сарая. Пожалуй, и Диоген позавидовал бы этому собачьему стоицизму, хотя и носил почетное звание киника (кион, собака)» .

Даже на иконе есть место для собаки. Среди чудес св. Николая Чудотворца есть сказание об освобождении 16-летнего Василия сына Агрика из сарацинского плена. Родители молились св. Николаю о возвращении сына. Однажды во время трапезы вдруг на дворе залаяли собаки. Агрик послал слуг посмотреть, отчего поднялся лай. Слуги, возвратясь, сказали, что на дворе нет никого и ничего. Лай однако же продолжался и усиливался. Агрик сам вышел посмотреть и сначала испугался, увидев пред собой юношу в сарацинском платье с сосудом вина в руках… Так вот, на иконах св. Николая с житием и деяниями изображается этот эпизод именно с собакой…
Животные на иконе не редкость. На иконе может быть и палач, и бес и дракон. Но в данном случае собака равна собаке. Она не символ чего-то плохого, и то, что она делает, она делает хорошо и во славу Божию. В отличие от убийц и демонов.

Неприязнь к собаке имеет не церковное, и даже не иудейское происхождение. В иудаизме предписано отдавать собакам всё некошерное мясо в благодарность за то, что собаки молчали и не залаяли, когда евреи уходили из Египта. Это единственное упоминаемое в Талмуде животное, к которому евреи обязаны относиться с благодарностью. Так что, выходит, ортодоксальные христиане своей ортодоксальностью переплюнули первоисточник, разделяющий чистых и нечистых...

Именно у язычников «Собака по неясной причине обычна в семантическом ряду смерть–преисподняя–Земля» (Дьяконов И. М. Архаичные мифы Востока и Запада. — М., 1990. С. 163).

Мистические причины негативного отношения некоторых язычников к собакам неясны, а вот бытовые причины вполне понятны. От собаки несет «собачиной». Суки во время течки в отличие от кошек не вылизывают себя и оставляют следы. Собаки спокойно ложатся в грязь, могут сходить с ума (и тогда пожирать своих щенков). Но в конце концов все это не неизбежно.
Да, в традиционном хозяйстве места животных были распределены разумно и ясно: пес охраняет дом снаружи, кот — изнутри. Но у наших квартир нет «приусадебных участков». Так что собаку приходится пускать внутрь.
И польза от пребывания собаки в современном доме бывает вполне очевидной. Сегодня домашний пес стал средством ко вполне христианскому воспитанию детей. «Ты просил щенка? Так и заботься о нем и иди с ним гулять!»
Столь же очевиден и вред от изгнания собаки «во имя веры». Если бабушка, настроенная на борьбу с собакой каким-либо «духовным наставником», приезжает домой и пользуясь отсутствием дома детей и внуков, изгонит вон их любимого щенка, то что потом будут думать ее дети и внуки о вере самой бабушки, о том «наставнике», что внушил ей эту премудрость, и вообще о Православии?
Для современного горожанина, общение с животным — это, прежде всего, школа любви и заботы. Естественно, что если в доме детей «куча мала», то они сами проходят опыт сосуществования и заботы друг о друге, хотя временами и колотят друг друга. К сожалению, в современных семьях детей очень мало и очень часто животные выступают как суррогаты детей. Наверное, это плохо. Плохо, когда взрослые заводят животное вместо ребенка, но если сам ребенок просит: «Мама роди мне братика или щеночка», и мама дарит ему щеночка, то для него это хорошо. Было бы лучше, если бы был братик, но щенок лучше, чем ничего. В таком случае надо ему объяснить: «Смотри, рядом с тобой есть живое существо, за которое ты отвечаешь. Нравится тебе или не нравится, ты идешь с ним гулять, ухаживаешь за ним, думаешь о нем, болеешь вместе с ним». Тогда это будет первая школа привязанности и первая школа любящей заботы. Сначала это животное, потом это будут друзья. Потихонечку человек пройдет такую школу любви и, может быть, научится любить Бога.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →