Прошло уже 11 дней как я узнала, что мне предстоит расстаться с очень многим, что дорого для меня. В связи с переводом моего мужа - православного священика о. Николая Скляренко - на новое место служения в храм свт. Николая Чудотворца в п. Ербогачен на 2 года.
И мне предстоит расстаться:
- с любимым и родным Усть-Илимском, в котором я родилась и мечтала прожить всю жизнь;
- с любимыми, добрыми, очень хорошими настоящими и верными друзьями, за которых мы часто благодарим Бога, нам очень повезло в жизни с друзьями;
- с храмом наших любимых святых сщмч. Киприана и мц. Иустины, в котором мой муж прослужил настоятелем 5 лет, и я часто молилась на службах благодаря Богу, что я пою Ему здесь именно в этом великолепном, маленьком поселковом храме удивительных святых, которые тоже стали моими друзьями;
- с прихожанами нашего храма, удивительными, добрыми, искренними и простыми людьми, которые стали нашей семьей, с которыми мы делили беды и радости нашей приходской жизни;
- с моей студией, моей психологической арт-студией Анны Скляренко "Мелодия жизни"! Это мое профессиональное детище! Красивая, светлая, уютная, а главное полезная для людей студия, к созданию которой я шла около 10 лет;
- с нашим уютным домом...
И на это у меня осталось всего 42 дня. Всего 7 недель, чтобы расстаться, отпустить, завершить этот этап своей жизни и отношений.
И эта задача не из простых! Этому и будет посвящен мой блог - расставанию, как психологической задаче!
"ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ"
Для меня сейчас время расставания и подведения итогов,
а потом будет жизнь уже без всего, с чем расстанемся, время нового - новых знакомств и отношений, нового дома, нового храма и прихода, нового уклада жизни в деревне, нового профессионального этапа - и этому время 2 года.
Именно на это время я создаю свой блог, каждый день я буду писать о том, как я проживаю расставание, с какими чувствами мне приходиться справляться, как у меня это получается или не получается, что мне помогает, а что мешает проживать этот важный и трудный период моей жизни.
Возможно кому-то мой блог тоже поможет пережить своё расставание, с чем-то очень важным.
А для меня ведение блога, я знаю будет хорошим лекарством!
Ах, да! Возможно кто-то не знает... Я Анна Скляренко - семейный и детский психолог, руководитель психологический арт-студии “Мелодия жизни” и жена православного священника.
Итак, вперед... День 1.
....
....
День 713
Очень хороший способ: задать себе вопрос, ЧТО САМОГО СТРАШНОГО в том, если случится то, чего вы боитесь? А потом ещё раз: что самого страшного в этом? И так до самого конца.
Этот способ помогает обнаружить истинный страх, который лежит на дне, обычно это страх отвержения, страх потери любви и принятия, страх одиночества, страх успеха или неуспеха. То, что не на поверхности, а в глубине души.
4) Другой способ: задать вопрос, ЧТО БУДЕТ если со мной случится то, чего я боюсь. Этот способ помогает прорисовать перспективу развития событий и показывает вариативность решений и выборов.
В состоянии, когда многого лишился и, кажется, что терять уже почти нечего и смог признать и принять эти потери – в таком состоянии многие страхи просто исчезают сами. Например, меня перестала страшит изоляция и одиночество, когда я смогла признать, что большую часть времени я буду крайне мало общаться с людьми (в связи с сильной закрытостью ербогачёнцев, из-за плохого интернета и невозможностью часто вылетать). После того, как я с это признала и приняла, я смогла и полюбить свою изоляцию и одиночество.
....
....
День 714
Да, можно было бы просто сказать себе:
- Нет, я не злюсь и не обижаюсь. Всё правильно, это для чего-то нужно. На всё Воля Божья. Владыка хороший и мудрый, ему виднее и т.д.
Эти слова я себе тоже говорила. И какое-то время в них верила, нооо…
Но прийти в максимально адекватное, трезвое состояние это не помогло. Отрицая у себя злость, обиду, ненависть я провалилась в депрессию, когда не хотелось просыпаться, вставать, что-то делать, не хотелось жить. И это страшно. И затягивать с подобными «играми» не стоит.
Ложь себе или другим никогда не бывает во благо.
А вот честность, особенно с самой собой выручала меня множество раз.
....
....
День 716
я поехала, чтобы быть с мужем, чтобы не расставаться с ним на 2 года. Как психолог я прекрасно понимала, что длительные разлуки по типу вахтового способа очень не полезны для близких отношений. А оказалось - хрен редьки не слаще;)
Почему?
А потому что сохранить отношения в экстремальной ситуации совсем не просто, потому что у каждого своя боль в ситуации ссылки, осознать её, прожить тоже не просто.
....
....
День 719.
Я поняла, что меня так тормозило, чтобы сказать недосказанное и завершить свой блог. В культуре насилия всегда остаётся виноватой жертва, которая говорит. Говорит о совершившемся насилии. Выносит сор из избы. Делает замаскированное явным. Называет вещи своими именами. Насилие называет насилием. Говорит, что это не нормально и со мной так не надо. Отказывается терпеть и смиряться с насилием. Далее следует множество нападок, обвинений и непонимания, мало поддержки и практически ноль защиты. Что ж… да, таково наше общество, в том числе и православное сообщество. Это страшно. Страшно, что, когда ты сталкиваешься лицом к лицу с насильником, у которого есть сила и власть (и может быть даже очень милая улыбка), помощи ждать практически не от куда. От сюда делаю выводы: 1) надо избегать насильников; 2) полезно называть вещи своими именами; 3) выходить из роли жертвы, делать это регулярно, если туда будет утягивать; 4) нужны ресурсы, чтобы с этим справиться.
....
....
День 721. Некоторые мои выводы по теме отношений внутри церкви.
Всему своё время, блог христианского психолога и жены священника
Напомню, что перевод моего мужа священника Николая Скляренко
в Ербогачён (храм святителя Николая, Иркутская митрополия, Братская епархия, Усть-Кутское благочиние) был крайне спонтанным.
Шесть лет он уже служил настоятелем и единственным священником в храме Киприана и Иустины + был настоятелем и единственным священником ещё в одном храм в п. Тубинский. + Честно нёс послушание епископа – ездить каждый год в епархиальный лагерь вожатым. И вроде ничего не предвещало такого вот разворота – резкого никак не мотивированного перевода в крайне отдалённую деревню нашей епархии. При этом перевод был временный, через ДВА года владыка обещал всё вернуть назад.
Столько вопросов! Столько нестыковок! Столько почему? зачем? для чего? какова цель? и в чём смысл?
Но задать эти вопросы, к сожалению, было не кому. Это одна из проблем современных внутри церковных отношений – отсутствие возможности прямого здорового диалога с непосредственными участниками событий, особенно с вышестоящим руководством.
Приходилось искать ответы самим и в разговорах с другими. Сразу стало очевидным, что в этой ситуации для Владыки крайне важно было, чтобы мы сделали так, как он хочет, иначе будет хуже. И вот это и была та точка, когда мы реально испугались. С этих слов: «Вы делаете себе только хуже» и началась наша история о трусости. О ней я уже писала, кому интересно см.
День 714.
Сейчас уже не хочется разводить плаксивые тексты – всему своё время. Озвучу некоторые свои выводы, которые дались мне нелегко. Хотя сейчас кажутся такими очевидными.
О священнослужителях.
1. Любой священнослужитель и епископ тоже - человек! А значит имеет те же чувства, их искажения – страсти, как и все другие люди + имеет свои психологические проблемы, детские психологические травмы, неврозы и т.п. как и все! Дааа, как бы непривычно это ни звучало, но это так! Думаю, никто не будет с этим спорить!?
2. Конечно, есть и отличие от всех остальных людей – священнослужитель наделён властью от Бога совершать таинства Церкви и это Дар. Отменяет ли этот Дар все травмы, неврозы, страсти, естественные человеческие чувства?! К сожалению, нет. Как и любому человеку, свои чувства нужно узнавать, понимать, со страстями тоже разбираться самостоятельно, само никуда не исчезнет, травмы и неврозы замечать, узнавать, исцелять доступными и, желательно, эффективными методами иначе с ними можно много дров наломать, имея такую власть над другими людьми, которую имеют священнослужители.
3. Вот ещё важный момент: епископ имеет безграничную власть над нижестоящими священнослужителями в церковной иерархии. И это пугает. Ведь власть для любого человека тяжелое испытание и зачастую искушение.
О лояльности
4. Учитывая выводы 1 и 3, важно опасаться проявления нелояльности, могут быть очень серьёзные последствия, зачастую несоизмеримые с твоим «проступком» - власть позволяет. Но жить в постоянном страхе и опасении тоже дорого обходится. От сюда следует, нужно искать свой максимально экологичный способ выживания в системе. И желательно трезво смотреть на цену, которую ты платишь за этот способ и принимать ответственность за себя на себя.
О Других
5. Мне приходится наблюдать разные платы за проявление лояльности нездоровой системе отношений. Часто это полная закрытость и непонимание своих чувств, ведь они пугают, тогда их отрицают, избегают, прячутся за красивыми и правильными лозунгами. Часто за лояльность приходится платить здоровьем – зубами, бессонными ночами, суставами, глазами, кожей и многим другим. Иногда цена лояльности – отношения в семье. Самые печальные истории, когда ценой лояльности становилась – жизнь((( Об этом стараются не говорить, но бывают случаи, когда священники совершают самоубийство, и можно в чём угодно обвинять потом их, списывать на разные заболевания. Но сейчас меня не удивляют такие случаи, потому что зачастую атмосфера, именно духовная, в церковной среде столь не здорова, что жить в ней предельно сложно. Когда слова звучат одни (очень красивые и благочестивые), а стоит за ними совсем иное. А когда ты начинаешь говорить об этом нездоровье – ты уже выбиваешься из системы, так не принято. Не принято говорить о нестыковках, ты становишься изгоем не таким. И постепенно система тебя может и выживать, предварительно попытаться исправить, конечно.
О Ербогачёне
6. Думаю, Ербогачён и стал такой попыткой – исправить. Дать нам шанс, наконец-то, перестать замечать и цеплять эти нестыковки. Дать нам шанс проявить, наконец-то, беспрекословное послушание решению епископа – наивысшую добродетель в системе церковных отношений в противовес одному единственному случаю, когда мы откровенно, сами того не подозревая оказались с Владыкой разных точек зрения. История была давнишняя двухлетней давности и можно было бы никах их не связать, но увы все ниточки вели туда. Ещё один вывод – ничего не забывается и ничего не прощается. От этого страшно. Страшно, что будет ещё через два года, например, после моего блога?!
7. Очень жаль, что часто священников направляют куда-то служить, руководствуясь не их личностными особенностями, способностями, талантами, чтобы этими талантами он, действительно, максимально мог послужить и людям, и Богу. От части мне даже было стыдно за это перед людьми, куда нас сослали. Люди, живущие в маленьких населённых пунктах достойны лучшего отношения.
О себе
8. Цена моей не очень лояльной, но всё-таки лояльности тоже высока. И я отдаю себе за это отчёт. Но главный и бесконечно ценный вывод о себе – это то, что именно я несу ответственность за свою жизнь и здоровье на 100%.
9. Я хозяйка своей жизни, а не жертва обстоятельств. Я сама выбираю, где мне быть и как мне быть, какой мне быть, с кем мне быть. Я очень сильная. И очень смелая, хотя в тоже время большая трусиха. Да, Ербогачён смог показать мне мою силу, которая меня иногда даже пугает. Что ж, буду осваивать несметные сокровища, раскрытые Ербогачёном.
10. Найти своё место в системе будет очень сложно. Пока я в процессе.
11. Развитие ассертивности поможет сохранить как физическое, так и духовное здоровье. (Прошу прощение за использование профессионального термина. Кому интересно, что такое ассертивность, почитайте это может оказаться очень полезно).
О службе
12. Я хочу любоваться, радоваться и благодарить Господа за красоту нашего богослужения, несмотря ни на что. Учиться разводить человеческое и божественное. Удивительно приятный опыт был для меня на последней архиерейской службе. У меня получилось разделить тот клубок отношений, которые у нас есть с Владыкой и ту божественную красоту нашей православной службы, именно архиерейской, когда ощущается вся торжественность победы Христа над смертью. Помню, как я ощутила, что очень хочу всегда быть с Богом и после своей смерти, тоже. Стоя на службе, глядя на Владыку, чувствуя горечь и ещё не утихшую тогда боль ербогачёнских событий, я спросила себя: «А ведь мы все этого хотим, все, кто сейчас в храме и как мы будем там общаться, если здесь наши отношения далеки не только от божественных, христианских идеалов, но и просто зачастую не похожи на человеческие, когда в них так много животного, так много насилия и страха? Как мы будем там вместе?» И я поняла, что каждому, конечно, ещё предстоит большой путь туда – в Царствие Небесное - к Богу и к Друг Другу. И мне было очень приятно признаться себе в том, что я буду рада там встретить нашего Владыку Максимилиана. Для меня это, наверное, была точка в постепенном прощении. Да, я простила. Чтобы поставить эту точку мне понадобилось 2,5 года - моя личная победа над смертью, это было так же торжественно, как архиерейская служба.
О прощении
13. Прощение – это процесс. Его продолжительность зависит от реального ущерба, причинённого нам и наших духовных усилий. Признание и проживание всего спектра чувств важная часть этого духовного пути. Попытки отрицать наличие у себя некоторых социально порицаемых чувств замедляют путь прощения.
О Боге
14. Он всегда со мной. Его любовь так безгранична, что Он принимает и любит меня всегда и любой, даже в самые жуткие моменты моей жизни, даже тогда, когда лежу на своём дне и не хочу никуда двигаться, даже, когда я ненавижу себя Он всё разно меня любит. И с Ним я могу всё. С Ним уже не страшно.
15. Наверное, только с Ним и становится не страшно говорить, не страшно называть вещи своими именами, не страшно даже оказаться изгоем системы. И это блаженство, когда страх перед другими людьми отходит и ты, чувствуя любовь Бога, чувствуя силу жизни, которую Он даёт через свою любовь, понимаешь, что гораздо страшнее предать это единство с Ним, страшнее отказаться от силы, которую Бог даёт для жизни, страшнее отказаться слышать к чему Он меня призывает. Это страшнее, чем оказаться в немилости у других, это страшнее, чем не понравится кому-то из людей и жить с их непонимание, осуждение и отвержением.
О Промысле Божием
16. Мне очень трудно было в самом начале нашей ербогачёнской истории принять, что в этом есть Воля и Промысел Божий. Да, умом я понимала, что всё происходит по Промыслу, а вот чувства бушевали и не хотели этого признавать. Понадобилось время, чтобы прожить разные сложные чувства (по отношению к себе, епископу, мужу, к тем, кто нас осуждал), в том числе и простить, чтобы окончательно внутренне примириться и ощутить всем сердцем, а не только умом, что да, в этом был Его Промысел. Конечно, ещё как был! Верю, что Бог в Своём Промысле учитывает все и сильные, и слабые стороны каждого человека, в том числе и страсти, и неврозы, и переносы там всякие. Что это означает в реальности? А то, что любую злую волю другого человека, всё нестроение порочных систем, всё наше внутреннее нестроение и несовершенство, всё это вкупе Господь может так сплести, что в каждый момент жизни у нас появляется 1000 шансов вынести огромную бесценную пользу из каждого происходящего события, маленького или большого. При этом, конечно же, нет Его Воли на то, чтобы совершались все эти нестроения, нет Его Воли на наши страсти, насилие, на наши злые умыслы, но и их Господь учитывает. Я рада, что воспользовалась предоставленной мне возможность вынести пользу из ербогачёнской истории. Думаю, главная задача, поставленная Богом передо мной, была – повзрослеть, и сделать это как раз через столкновение с реальностью церковной жизни, со всей её неприглядностью + уверена, что мой блог тоже часть Его Промысла. Бог точно знал, как важно для меня будет говорить, озвучивать вслух то, что происходит. Он меня очень хорошо знает.
О блоге
17. Здесь я смогла говорить, проговаривать важное, разговаривать с вами - смелыми и отзывчивыми, получать обратную связь, корректировать свой взгляд благодаря вам. Весь мой опыт и польза, полученные в Ербогачёне неразделимы от блога и получены в том, числе благодаря вам. Спасибо!
А насколько для вас важно говорить и озвучивать то, что внутри. И как вы относитесь в озвучиванию закрытых табуированных тем?
... Буквально сегодня родственник из Славгорода, обратился, понятно, что они там в Славгороде в шоке, им как-то нужно отнестись к происходящему.
https://www.facebook.com/notes/%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%91-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F-%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0-%D0%B8-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%8B-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-721-%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D0%B8-%D0%B2%D1%8B%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B8-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8/3396645767100497/
Стоит почитать этот дневник за все два года.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →